О трудной судьбе литовских женщин
[b]В Государственном центре современного искусства на Зоологической – выставка «Изучение и пение», которую привез в столицу Литовский центр современного искусства и куратор Кестутис Куизинас.[/b]Прибалтийские «актуальные» художники в Москве с недавних пор стали появляться часто. Как правило, их отличает вдумчивость и медитативность. Представленных в ГЦСИ авторов характеризует незатейливость и нонспектакулярность.Нонспектакулярность – это такое слово, которое означает, что смотреть на творения Лауры Стасиулите, Виты Заман, а также Гедиминаса и Номеды Урбонас скучно. Но это не минус,а, напротив, плюс, потому что недостаток зрелищности с лихвой должен искупаться мощностью замысла и идеи. Задача данной выставки (изучить «положение молодой женщины в обществе») особенной мощью и новизной не отличается: и так было понятно, что жизнь современной женщины трудна, бессмысленна и насыщена разнообразными фобиями и комплексами. У художников получилось нечто совсем уж беспросветное.Юные литовские девушки способны разве что с паническим ужасом думать о сексе и деторождении (Лаура Стасиулите собрала глупейшие вопросы девочек «про любовь», на которые терпеливо отвечают подростковые журналы, и попросила знакомых девушек переписать вопросы от руки на клочках бумаги; получившийся эффект непосредственной робкой реплики впечатляет, как письмо Тани Лариной). Половозрелые девицы пребывают в неизбывном одиночестве (героини Виты Заман – это куклы-фотомодели за кулисами своего ресторана-цирка-подиума). Зато взрослые литовские дамы одержимы деньгами и собственной благополучностью (никогда не перестающие улыбаться офисные красавицы поют перед камерой Урбонасов «Money» группы «ABBA»).Словом, грустное зрелище.