Останется ли Москва портом пяти морей?
[b]Зрелище было впечатляющим! По Москве-реке на траверзе Южного речного вокзала, закладывая немыслимые виражи, носился катер с тремя орудийными лафетами — на носу, на корме и над капитанским мостиком. Пушки на судне стояли настоящие, только стреляли они не снарядами, а… водой.[/b]Струи вырывались на 80 метров, окатывая зазевавшихся на причале. Через несколько минут командующий учениями дал отбой и поблагодарил экипаж пожарного катера за хорошую работу. А неспециалисты вряд ли догадывались, что они видели, возможно, «последний парад» московских речных пожарных.Генерал Максимчук, в честь которого назван пожарный катер, руководил столичным Управлением пожарной охраны в восьмидесятые годы. Он скончался от болезни, полученной при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Именно при нем пожарный флот получил максимальное развитие. В последнее же десятилетие пожарные только списывали свои речные суда. И вот теперь остался единственный «Генерал-майор Максимчук».— С 1988 года, когда этот катер проекта «Вьюн» сошел со стапелей Рыбинского судостроительного завода, здесь не было ни одного положенного по регламенту ремонта, — рассказывает капитан корабля Константин Артамонов. — Все поломки устраняем собственными силами. Этой зимой, к примеру, в мороз своими руками 60-килограммовые болванки таскали… Но если не провести капитальный ремонт до 30 января, Судовой регистр Российской Федерации официально признает наше судно технически негодным.Помимо прямого ущерба защите города от пожаров это еще и понизит статус Москвы как порта пяти морей. Потому что в порты, где нет пожарных судов, по Международной конвенции запрещен вход иностранных кораблей.В доперестроечные времена у московских пожарных на реке была сформирована целая рота. Помимо двух «Вьюнов» туда входили две «Ракеты», три катера «Прометей» и четыре военных теплохода типов «Стерегущий» и «Отважный». Они постоянно дежурили в пяти точках акватории, равномерно распределяя силы по всему городу: в Северном, Западном и Южном речных портах, у Парка Горького и на Павелецкой набережной. Теперь в наличии осталась одна плавающая боеспособная единица, «прикрывающая» центр города. Быть может, Москве не нужен пожарный флот?— В последние годы нас привлекали практически на все крупные пожары, случавшиеся в столице, — говорит капитан Артамонов. — К примеру, мы работали на подстраховке при тушении нефтеперерабатывающего завода в Капотне. Из последних вызовов — пожар в РАО «ЕЭС» и на теплоходе «Казань» в Нагатинском затоне. По боевому расчету наш корабль способен подать воду по рукавам на расстояние один километр от реки. Но наше преимущество не только в этом. В немецких и польских городах, стоящих на реках, при тушении возгораний сейчас стараются максимально задействовать пожарный флот, а не автомашины. Там умеют считать деньги и понимают: заливать огонь питьевой водой, прошедшей очистку и хлорирование на водопроводных станциях, — непростительная расточительность!Что же, мы, как всегда, не скупимся на текущие в полном смысле слова затраты, с удивлением впоследствии обнаруживая, что денег не хватает на самое необходимое. Сейчас цена вопроса о сохранении единственного в городе пожарного катера — 7 миллионов рублей. Именно столько запросили рыбинские судостроители за капремонт. Новый корабль, который сможет дежурить на реке круглый год, они согласны построить для московских пожарных за 20—30 миллионов. С одной стороны, дорого. С другой — за одно экологическое спецсудно городской бюджет заплатил питерским судостроителям в прошлом году вдвое больше…