Суббота 15 декабря, 15:12
Пасмурно -3°
Город

Последнее интервью «Вечерней Москве» Светланы Кармалиты

Главный редактор киностудии "Ленфильм", вдова Алексея Германа-старшего Светлана Кармалита на пресс-конференции, посвященной премьере фильма режиссера Алексея Германа "Трудно быть Богом"
Фото: Петр Ковалев/ТАСС/Интерпресс
Вдова режиссера Алексея Германа-старшего скончалась 4 июля на 78-м году жизни.

В 2014 году вышел на экран последний фильм Алексея Германа-старшего «Трудно быть богом», который заканчивала вдова режиссера Светлана Кармалита и сын – режиссер Алексей Герман.

Недавно стало известно о том, что новый фильм Германа-младшего «Под электрическими облаками» отобран в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля. А еще в этом году – 30-летие самой титулованной картины великого Германа «Мой друг Иван Лапшин» (картина получила государственную премию России имени братьев Васильевых, «Бронзового Леопарда» на Международном фестивале в Локарно, а также приз международной кинокритики, премию критиков на Международном фестивале в Роттердаме).

В последнем интервью «Вечерней Москве» Светлана Кармалита вспоминает, как они работали над культовым «Лапшиным».

- Светлана Игоревна, видели ли вы фильм своего сына «Под электрическими облаками»? Режиссер Кшиштоф Зануси картину видел и в беседе с группой московских журналистов назвал ее «гениальной»...

- Я видела картину без авторского текста, без компьютерной графики. Фильм стал для меня огромной неожиданностью. Не скрою – очень-очень мне понравился. Что касается гениальности, то в нашей семье об этом не говорят, особенно если речь идет о современности. Конечно, рада, что фильм Леши будет участвовать в конкурсе Берлинского фестиваля (что тут еще можно сказать?!).

- По какой причине фильмы Алексея Юрьевича Германа участвовали во многих международных фестивалях, но только не на Берлинском?

- Дело в том, что фильмы Алеши выходили на экран с опозданием в несколько лет, и по правилам многих фестивалей не могли в них участвовать. Фильм «Хрусталев, машину!», вышедший в запланированное время, участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля, а последняя картина мужа «Трудно быть Богом», которую заканчивал наш сын, - на Международном фестивале в Риме.

Интервью с вдовой режиссера Алексея Германа-старшего Светланой Кармалитой
автор: ANGEL
скачать

- Алексея Юрьевича нередко упрекали в том, что он долго снимает свои фильмы, но мировая слава Германа и успех каждой его картины сказали все за себя. Все-таки почему Герман относительно долго работал над картинами?

- Фильм «Мой друг Иван Лапшин» был снят очень быстро. Причем так быстро, как вообще кино не снимается. А если говорить в целом, то мой муж работал над фильмами столько, сколько считал нужным, слушая только свою интуицию.

- Картине «Мой друг Иван Лапшин» предшествовал долгий подготовительный этап. Вы с Алексеем Юрьевичем самым подробным образом изучали мир правоохранительных органов нашей страны и, в частности, исправительных учреждений. Такие усилия были необходимы для того, чтобы правдиво показать эпоху, героев, их жизнь?

- У Алеши была другая задача – проникнуть в суть явлений, которая нередко исчезает за объективными реалиями. Герман мог сказать незнакомому человеку: «Вы же много лет просидели, да?». На мое удивление: «Откуда ты об этом узнал?» - Леша отвечал: «Неужели ты не видишь, что у него другие глаза, другая кожа и все другое?».

- Как вы объясняете этот дар Алексея Германа видеть то, что скрыто от других?

- Мое объяснение – талант.

- Cветлана Игоревна, известно, что у Алексея Германа есть ученики. Пытаются ли они в своем творчестве повторить художественный стиль, режиссерский почерк учителя?

- Повторить ничего нельзя. В искусстве есть только единицы, а не группы. А идти путем, который прошел другой художник, наверное, можно. Впрочем, мне трудно об этом говорить, ибо, прожив более сорока лет с Алексеем Юрьевичем, и работая с ним, далеко не всегда понимала, что и как рождалось в голове моего мужа. Если даже для меня это невозможно, что говорить о других?

- Пожалуй, мало кто умел так эффективно работать с актерами, как Алексей Герман. Были ли у него любимые артисты? Правда, некоторые режиссеры, как Павел Лунгин, рассказывают страшные вещи о том, как Герман унижал артистов..

- Леша очень любил Ролана Быкова и Юрия Владимировича Никулина, и они понимали его без слов. Очень любил, особенно в фильме «Мой друг Иван Лапшин», Нину Русланову. Между прочим, почему-то мало кто обращает внимание на то, что генеральша в фильме «Хрусталев, машину!» - артистка Адашова из картины «Мой друг Иван Лапшин». Героиня Руслановой вышла замуж за генерала медицинской службы, оставшись такой же неумехой, какой была на сцене. Алеша индивидуально подходил к каждому артисту, добиваясь от них того, что нужно было для роли.

- Кира Муратова, рассказывая о Нине Руслановой, обратила внимание на парадокс актрисы: «В жизни Нина – очень умная женщина, а камера делает из нее полную дуру». Не замечали ли сей метаморфозы за любимой актрисой Германа?

- Безусловно, Нина – очень умный человек. Но одно дело – ум актрисы, а другое дело – судьба ее героини.

- Вашего сына Алексея Германа в начале творческого пути обвиняли в том, что он подражает своему отцу, на что Алексей отвечал: «Мой отец занимается искусством, тогда как я занимаюсь киноиндустрией». Как вы оцениваете работы своего сына?

- Мне кажется, что Леша тоже обладает способностью проникать в суть людей и явлений.

Дело не только в материнских чувствах, а в том, что я владею полной информацией о новых картинах, сценариях, которые появляются в отечественном кино. Очень много смотрю, читаю, сравниваю, общаюсь.

- Алексей Алексеевич рассказывал мне в интервью о том, что в фильме «Бумажный солдат» он показал поколение шестидесятников, к которому принадлежат его родители. Узнали ли вы себя, своих товарищей в этой картине?

- Наше поколение было невероятно разное, как, впрочем, любое поколение. Если брать срез интеллигенции конца 50-х и начала 60-х годов прошлого века, то Леша показал его верно. Впрочем, под этим ракурсом фильм «Бумажный солдат» я не смотрела. А восприняла его как произведение киноискусства, вобравшее в себя многие составляющие, в том числе, и показ поколения.

- Светлана Игоревна, каким образом вам удалось сохранить в себе некое озорство, непосредственность, энергичность? В вас редкое сочетание мудрости и детскости?

- Может, во мне сохранилось нахальство юности? Если серьезно, даже не знаю, что сказать..

- Что вас побудило согласиться стать главным редактором киностудии «Ленфильм»?

- Для меня единственный способ существования - работать. Мы сейчас занимаемся крупнейшим международным проектом, в основе которого история нашего флота, который в 1920 году вышел из Севастополя и вместе с гражданским населением оказался на поселении в Тунисе. Возникла самая большая колония, живущая в чужой стране по законам своей Родины. На «Ленфильме» очень много рождается интересных проектов.

- Каким был 2014 год для вас?

- Сложно ответить на этот вопрос. Ведь совсем недавно не стало моего мужа (Алексей Герман ушел из жизни 21 февраля 2013 года), который был для меня всем. Если говорить о работе, то год, безусловно, удачный. А если о моей жизни, то…

- Возможно, у вас есть пожелание для зрителей, которые любят большое кино, в частности, фильмы Алексея Юрьевича Германа?

- Мое пожелание: «Чтобы то, что мы считаем «искусством кино», продолжалось, несмотря на все сложности объективного характера, которые сегодня существуют. Сложности пройдут, а кино останется».

Напомним, вдова режиссера Алексея Германа-старшего, киносценарист Светлана Кармалита умерла в Санкт-Петербурге в возрасте 77 лет. Об этом сообщили 4 июля представители киностудии «Ленфильм». Когда пройдет прощание и где состоятся похороны, пока неизвестно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Памяти Светланы Кармалиты

Печальное известие пришло из северной столицы — вдова Алексея Германа-старшего, соавтор его фильмов Светлана Кармалита скончалась на 78-м году жизни.

Ее всегда представляли именно так: сначала, обгоняя все должности и звания, шло слово «жена», со временем превратившееся в горькое «вдова», потом уже — ее собственные регалии. Светлану Игоревну это не обижало. Она была ярчайшей личностью, талантливой и верной. И ей хватало ума и такта не пытаться притушить свет, идущий от мужа, а всегда находиться рядом, но немного в тени. Когда есть любовь — погибает тщеславие. А любовь у них была великая(далее...).

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER