Автопробегом – по полюсу
[b]Сегодня из столицы в Салехард отправились полярники Экспедиционного центра «Арктика», которые впервые в истории намерены совершить многомесячный трансарктический переход на колесных вездеходах. Маршрут от Ямала до канадского поселка Резольют Бэй должен стать вторым этапом оригинального проекта «Полярное кольцо» – кругосветного арктического путешествия, которое (также впервые) будет полностью пройдено на автомобилях.[/b]Впрочем, в нынешнем походе «Арктики» много уникального и беспримерного, но главная его особенность, пожалуй, следующая: никогда прежде в профессиональную команду исследователей Севера не включался победитель открытого телевизионного конкурса.В ноябре прошлого года «ВМ» подробно рассказывала о рискованном проекте одного из популярных телеканалов, объявившего конкурс на вакантное место в команде «Арктики». Напор соискателей не оставил места опасениям! Из 696 заявок компьютер сформировал двадцатку полуфиналистов, собравших больше всего зрительских голосов. Финалистам же перед теледебатами в прямом эфире предстояло пройти подробнейшее недельное обследование в одном из суперсовременных столичных медцентров. Именно результаты компьютерного тестирования организма стали, как признался репортеру «ВМ» руководитель экспедиции заслуженный мастер спорта Владимир Чуков, решающими: – Меньше всего мне хотелось брать на Север качка-супермена, мнящего себя крутым парнем из народа. Такие люди, как показывает опыт, превращаются в экспедиции в балласт. Перед финалом очень понравилось, как спокойно ведет себя наш земляк Виктор Помелов.Когда же я узнал, что ему без малого шесть десятков, а физиологические параметры организма как у 42-летнего мужчины, сомнений не осталось: в ледовую «разведку» берем Виктора. Кто же он, Виктор Помелов?– Я коренной москвич, всю жизнь проработал в одном НИИ: разрабатывал автоматику для химической промышленности, – рассказал нам счастливый победитель конкурса. – В начале 1990-х, когда в науке настали тяжелые времена, пришлось челночить, чтобы прокормить семью. Только одиннадцать лет назад смог реализовать мечту, которая была у меня с детства: купил настоящую ездовую собаку. Теперь у нас целый клуб, в питомнике – 30 породистых животных. Это – большая силища! Считаю, именно собаки помогли людям сделать Россию великой: с этими верными друзьями наши предки покоряли Сибирь, открывали земли Дальнего Востока, шли к Аляске. Жаль, что эта прекрасная русская традиция забыта.Ради Виктора руководитель экспедиции пошел на расширение экипажа и позволил победителю взять в один из вездеходов самого любимого четвероногого питомца. Вездеходы «Торос» у исследователей, кстати, также уникальные: в их шины воздух закачан под столь низким давлением, что колесо свободно переваливает через непреодолимые даже для танков торосы и полыньи. Но на этот раз Владимир Семенович опасается, что финиш пройдет по пояс в воде: – Пришлось на ходу улучшать плавхарактеристики «Торосов», дооснащаться моторками и веслами. Впрочем, нет худа без добра: весна во время нашего движения по Арктике будет в самом разгаре, так что из-за большого количества перелетных птиц научную программу мы, наверное, даже перевыполним.[b]– Прежде вы собирались заправляться на российской дрейфующей станции «Северный полюс». Но оттуда ваши коллеги-полярники эвакуированы, а сама станция прекратила существование. Кто же снабдит вас горючим?[/b]– Неподалеку от полюса развернута временная топливная станция, обеспечивающая выполнение коммерческих и туристских авиарейсов на «макушку планеты». Там в курсе наших проблем и обещают дозаправить «Торосы».[b]– Вероятно, подобная экспедиция – дорогое удовольствие…[/b]– Прямые затраты инвесторов, насколько мне известно, составили примерно полмиллиона долларов. В целом же наше путешествие из России в Канаду с учетом спутниковой связи, самолетных рейсов (на полюсе часть команды предполагаем заменить), страховых расходов примерно вдвое дороже.Существенную часть бюджета составляет медицинское обеспечение экспедиции. Здесь также очень много уникального. Так, впервые в истории гражданских исследований мини-датчики, закрепленные на теле каждого полярника, постоянно будут передавать информацию о состоянии организма медикам в Москву.Более того: как только доктора увидят, что у кого-то из экстремалов со здоровьем не все в порядке, они смогут на расстоянии «подлечить» хворого с помощью все того же чудо-датчика! Испробует «Арктика» на себе и новинку отечественной пищевой промышленности: абсолютно готовые 400-граммовые порции первого и второго блюд, требующие лишь двухминутного разогрева. Во льдах, как признается Владимир Чуков, часто решающим фактором становится быстродействие.Хватит ли неутомимым путешественникам времени на этот раз, мы узнаем в начале июля: весь путь через Таймыр, острова Северной Земли, Северный Ледовитый океан, Гренландию и канадское побережье должен занять у «Арктики» три месяца с небольшим. А о результатах экспедиции расскажем после возвращения команды из Западного полушария.[b]ДОСЬЕ «ВМ»[/b][i]Владимир Чуков родился в 1946 г. в Уссурийске. Танкист, полковник запаса. С 1991 г. – профессиональный путешественник. За плечами – 19 высокоширотных экспедиций, в т.ч. четыре полярных автономных лыжных перехода. Первый этап арктической кругосветки «Полярное кольцо» от Ямала до Чукотки состоялся два года назад, завершающий запланирован на следующий год.[/i]