Яхта радио «Шансон» Победа!

Общество

[i]«Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Вас снова приветствует объединенная команда парусного агентства «Марин.ру», радио «Шансон» и «Новой газеты» с борта яхты «Одиссей». Мы продолжаем свое путешествие, участвуем в Рождественской регате по маршруту Турция-Израиль», — эти слова в течение 7 дней звучали в прямом эфире радио «Шансон». Наш специальный корреспондент Юрий Абросимов в свободное от борьбы со Средиземным морем время рассказывал слушателям о своих приключениях. Периодически связь пропадала, и нам оставалось только гадать, что же случилось с нашими ребятами в ходе очередного шторма. Иногда ситуация складывалась критическая.И все-таки мы это сделали[/i]! ИДЕЯ Невозможное становится возможным, нереальное – доступным, сомнения в собственных силах рассеиваются. И все это — на примере моря. Как у Высоцкого: горы и море.Две ипостаси бытия. Два полигона, где испытывается человек, его склонности, особенности. Где развеиваются иллюзии, где учишься жить.А в нашем случае еще и отдыхаешь.Почему бы и нет?..Есть такие люди, которые ходят по морю и знают, что это хорошо.Они не служат идее, их не принуждают работать на внешний эффект, они никому ничем не обязаны, и доказывать, насколько хорошо так жить, они тоже не собираются. Они просто живут и делают это замечательно. Берут в аренду парусную лодку, собирают друзей, и тесным кругом думают: «Так, с Канарами все ясно. На Мальдивах были. А как там в декабре на средиземке?» С этого-то все и началось.ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ Парусное агентство «Марин. ру», радио «Шансон», «Новая газета» — вот откуда приходили люди. Так складывалась команда для участия в Рождественской регате. Народ творческий, народ разный. Кто-то успел перезнакомиться заранее, иные – нет. Неважно. Получилось единое целое. Семь человек, решивших преодолеть 425 морских миль (формальных, как выяснилось позднее), чтобы попасть с южного берега Турции на Землю Обетованную. От трех до пяти дней ходу, попутный ветер и даже некоторый шторм, для смачности мероприятия. Чтобы не было совсем скучно – пригласили в компанию радио «Шансон» — пусть песни придают аромат приключений этой безобидной прогулке по морю. Вот к чему готовились.НАЧАЛО НАЧАЛ Мармарис по праву считается яхтенной столицей Турции, но конец декабря – не то время, когда Юг и Лето – близнецы-братья. В конце года самолеты туда не летают. Команда добиралась по воздуху до Стамбула, города тысячи и одной мечети, места, где за бесценок можно купить шикарную одежду и тем самым обеспечить себя тряпками импозантного вида на жизнь вперед.В Стамбуле шел снег. Снег в стиле Г. Х. Андерсена. Недолепленные мокрые снежки, которые приводили уличных торговцев мандаринами в коматозное умиление. Все это настолько не вязалось с привычными взглядами на Восток, что от холода у компании сперва родилась безумная идея: пойти в кино, посмотреть «Гарри Поттер-2» на турецком языке. Хорошо хоть вовремя одумались и забрели в некое подобие чайханы.Там кормили дешево и этнически правильно. Запомнился прохладительный напиток айран, в основе которого несладкий йогурт плюс минеральная вода плюс соль. Тонизирующая штука.Затем компания переместилась на междугородную автобусную станцию. Последовало многочасовое чаепитие под задушевный разговор.Как-то ненароком выяснилось, что красивых турецких женщин крайне мало, что местная братия не отрицает однополую любовь. Вдобавок существует еще так называемое «специальное турецкое время». Это когда тебе обещают сию минуту принести чай и искренне удивляются, когда тебе через полчаса надоедает ждать.Ментальность, знаете ли. Против нее не попрешь.Впереди нас ожидало путешествие через всю страну, на комфортабельном автобусе – на пароме через Мраморное море, вдоль Дарданелл, через горные перевалы и долины. А до Средиземного моря от Стамбула 800 километров. С остановками ехать всю ночь. Красоты – только для личного пользования. Начнешь хвастать по мобильному – посмотрят, как на террориста. Подобные автобусы в Турции мониторят со спутника. Обычным звонком можно легко сбить наводку..СТАРТ Новичок воспринимает слово «марина» как женское имя. Яхтсмен пишет его с маленькой буквы, поскольку означает оно пирсы, где стоят яхты и огороженный охраняемый участок берега со всеми удобствами (ресторанами, душами, магазинами и так далее). Здесь яхты, собственно, и живут.Сюда приходят пополнить запасы провизии, отремонтироваться. Владельцы судов строят планы на жизнь, отдыхают после морских переходов.В общем, марина всегда служит отправной точкой и – одновременно – финишем.Из марины Мармариса и стартовала наша Рождественская регата. 14 судов, два дивизиона: профессионалов и любителей. Мы попали в первый, хотя наша яхта «Одиссей», одномачтовый бермудский шлюп, предназначена не для спортивных гонок, а для неспешных прогулок вдоль берега, с бокалом мартини в руке. Почему так получилось – долго рассказывать.Важнее то, что мы оказались единственными, кто представлял Россию в этих соревнованиях. Собственно, так пока чаще всего и бывает.Человек несведущий рано или поздно задаст вопрос: — А если ветер окажется не попутным? Вдруг подует встречный? — Если будет «мордотык», — ответит сведущий, — галсами пойдем.Хуже всего, когда вообще ветра нет. Что при старте и случилось. Нужно было видеть, на какие ухищрения пускаются участники соревнований, дабы хоть на сколько-нибудь продвинуть суда. Разница в оснастке и профессионализме команд сразу выступила во всей красе.Впрочем, через несколько часов лодки потеряли друг друга из виду.Гонка началась.ПЯТЬ ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ Погода выработала свой регламент. Днем доходило до штиля, а ночью – каждую ночь! — ревел шторм. Удовольствие на любителя, но зато отменное.Главное – ни в чем себе не отказывать. Еще на суше, во время одного из перекуров, капитан сказал: — Так, ребятушки, давайте подумаем – что нам нужно для еды.В итоге еды закупили микроавтобус. Включая соленые палочки, обсыпанные кунжутом, и фисташки.Добавьте к этому одно- и двухместные каюты, два туалета, горячий душ, газовое снабжение. Конечно, оно своего стоит. Но, напомню, лодка бралась нами в аренду, поэтому в складчину приключение обошлось каждому участнику не дороже, чем стандартная турпутевка с целью уныло полежать на пляже.А мы видели летучих рыб! А еще – дельфинов! Хорошо им в конце декабря при температуре воды, сравнимой с парным молоком. Цвет моря меняется, переходя от свинцово-фиолетового, через искрящую зелень, в небесную лазурь. Иной раз ветер дует при малой волне, а потом вроде стихнет, но море уже раскачалось. Если волна поперечная, передняя часть лодки зависает над провалом, чтобы потом бухнуться в него – жестко и бескомпромиссно.Периодически ловцы ветра ставят паруса так, что судно кренится под 45 градусов. Скорость тогда измеряется не столько в узлах, сколько в эмоциях. В возможностях твоей личной нервной системы. Ты отвечаешь за все, договариваясь с природой и настаивая на собственной точке зрения.Можешь, наняв команду, быть пассивным зрителем — впечатлений все равно хватит выше крыши, а можешь потихоньку осваивать начала морского мастерства. Кто же откажется примерить мантию хозяина мира? Поверьте, за штурвалом именно такие ощущения.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ Дай мы слабину, непременно пришли бы в Египет. Ветер и волны физически влекли нас прямо туда. Каждый раз приходилось выверять курс.Коррективы первоначальных планов привели к тому, что вместо трех вахт стало две. Такой режим – более напряженный, хотя и более динамичный.Оказывается, в морской приватной терминологии самая трудная вахта имеет довольно неожиданное название «собачья». Это предутренние часы, когда по всем биологическим параметрам желательно вращать не штурвал, а собственное тело, в сладких грезах переваливаясь с одного бочка на другой. Но гонка исключает заминки, послабления или возможности переиграть. Кстати, помогать себе мотором также запрещено категорически. За такое грозит автоматическая дисквалификация.Спрашивается, как за этим следят? Следят. И еще как! А учитывая сложную геополитическую обстановку в мире, спортивное судейство усиливается военным. Существует целая система опознавательных сигналов и символов, без точного знания которых лучше сидеть дома. При подходе к Израилю один из турецких патрульных, идущий на корабле сопровождения, в разговоре с береговой охраной допустил ошибку. На требование девушки из Тель-Авива уточнить координаты корабля тот перепутал цифры — назвал не пятьдесят миль, а пять.Но вооруженного столкновения, к счастью, не получилось. На следующее утро мы увидели берег.ПОБЕДИТЕЛЕЙ СУДЯТ По итогам движения выяснилось, что мы прошли морем более тысячи километров. Прошли и застряли прямо перед финишем.История обычно повторяется для пущего драматизма. По крайней мере в нашем случае вышло, как в кино.Вот она, пресловутая ленточка, а ветра нет. Нет, и все! Конкурентов тоже не видно. То ли мы первые, то ли про нас вообще уже забыли?..Представьте: гоняться по морю пять суток, чтобы финишировать за семь минут до истечения контрольного времени! К тому же пришли мы четвертыми!!! Оч-чень неприятный сюрприз для различного рода западных знатоков. Мог ли кто-нибудь предугадать, что на неповоротливой прогулочной яхте, при том еще, что из 14 лодок 5 вообще сошли с дистанции, удастся добиться такого результата! Как ни крути, а эта штука посильнее будет и «Фауста» Гете. Одно слово – Россия.Первое же место взял Израиль – команда суперпрофессионалов на шикарном гоночном аппарате.Здесь, конечно, деньги большие имеются, практика круглогодичная и все такое.Еще прошел слушок, что кое-кто из финишировавших вроде как подрабатывал моторчиком. Мы не видели и копать не будем. Это их дело.Главное не это.ЧТО ГЛАВНОЕ Это когда после долгого морского перехода швартуешься в марине.Капитан собирает команду в каюткомпании, и все выпивают по стопке. Затем ты идешь в душ и находишься там столько, сколько хочется. После душа заворачиваешь в соседний ресторанчик, где заказываешь у лучшей в мире официантки и ослепительно красивой женщины (так тебе кажется) огромный бокал холодного пива. Медленно пьешь пенный хмельной напиток, глядя на пальмы, яхты, наблюдаешь за людьми, которые наверняка не знают, что такое перейти море, покорить стихию. Ты хочешь, чтобы они непременно пережили с тобой чувство победы, и от таких мыслей в душе твоей рождается невиданный прежде подъем. Наши ребята испытали все это полной мерой. Бог даст, не в последний раз. Ведь большое жизненное путешествие продолжается.Новый 2003 год российская команда встретила на Кипре. А вы?

Google newsGoogle newsGoogle news