В Третьяковке показали неизвестное полотно Александра Литовченко

В Третьяковке показали неизвестное полотно Александра Литовченко

Культура

ТРЕТЬЯКОВКА пригласила журналистов полюбоваться на картину религиозного живописца ХIХ века Александра Литовченко “Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского”.Портрет самого художника кисти Ивана Крамского знатоки живописи знают. А вот объемное полотно (225х183,8 см) неизвестно даже большинству специалистов прославленной галереи. И хотя картина была приобретена в 1886 году Павлом Третьяковым, сегодня никто уже и не скажет – было ли это полотно в постоянной экспозиции музея. Долгожители Третьяковки авторитетно заявляют – закатанное на вал полотно находилось в запасниках с начала двадцатых годов прошлого века.Хотя реставрация, по словам Галины Чурак, заведующей отделом живописи ХIХ – начала ХХ веков, техническая: ликвидация прорывов полотна, тонирование осыпей красочного слоя. Самым значительным вкладом реставраторов стала работа с рамой, выполненной по рисунку самого художника.В основе сюжета картины – эпизод чина интронизации митрополита Новгородского Никона (1605–1681) на Патриарший престол в 1652 году. На холсте предстает торжественная сцена в Успенском соборе Московского Кремля. Молодой царь Алексей Михайлович в праздничном одеянии и Шапке Мономаха стоит на коленях перед ракой с мощами митрополита Филиппа, рядом с ним — облаченный в патриаршию мантию Никон. Летописцы сохранили историю жизни Никона, описали его крутой нрав. Но о внешности умолчали. Поэтому художнику пришлось самостоятельно искать подходящую натуру.Под образ Никона идеально вписался известнейший критик Стасов. Представительная, высокая, сильная фигура Владимира Васильевича помогла художнику воплотить внешний облик патриарха Никона. Наброски одеяния художник делал в патриарших палатах. А клобук, напоминавший цезарский головной убор, сшил сам.Великий критик полотно в целом одобрил, хотя художник “сделал меня гораздо старше, чем я есть на самом деле”, жаловался он в одном из писем. Литовченко старается быть верным истории и историческим фактам. Но как художник он не может обойтись без некоторых “вольностей”. И поэтому пишет интерьер Успенского собора и серебряную раку святителя Филиппа в подновленном виде, то есть так, как они выглядели после реставрации XIX века. Картина Литовченко достойна постоянного места в экспозиции музея. А нынешней осенью она отправится в путешествие на выставку в Финляндию.

Google newsGoogle newsGoogle news