Изразцатая выставка открылась в башне Кузнечика

Развлечения

«ВМ» уже писала о намерениях Московского государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ) открыть выставку изразцового декора в новом экспозиционном центре Измайловского острова на берегу речки Серебрянки. Вчера это событие случилось – правда, не в каре Государева двора Алексея Михайловича, а в другом потрясающем измайловском памятнике XVII века – в Мостовой башне. Открытие экспозиционного центра переносится на весну – в основном, из-за многочисленных проблем с арендаторами и собственниками соседних помещений. Впрочем, не будем в очередной раз пересказывать «историю болезни» бывшей царской вотчины. Лучше порадуемся, что стародавняя башня после капитального ремонта ожила. А лучшего музейного наполнения, чем древние изразцы, шедевру зодчего Ивана Кузнечика и придумать трудно. Ведь последний раз выставка на эту тему была в нашем городе еще в прошлом веке. Керамическая же коллекция МГОМЗ – самая объемная в столице и одна из лучших в стране: она насчитывает 14 тыс. артефактов. По периметру внутрибашенного пространства куратор выставки Дарья Атрощенко разместила «полуфабрикаты», иллюстрирующие различные стадии формирования изразца: кусок глины, формовочную заготовку, обожженный «кирпич», облив глазурью и, наконец, обжиг изделия в глазурной «рубашке». А над этой «промышленной линейкой» – реликвии четырех веков. Практически не сходя с места, можно видеть, как менялись взгляды москвичей на использование этого материала в строительной отделке. Если в XVII столетии им облицовывали только фасады зданий, то в петровскую эпоху в моду вошли украшения печей «на голландский манер». Еще век спустя расцветает оригинальная отечественная школа изразцовой реставрации, а первые советские годы оставляют в истории изразца агитационные сюжеты, прославляющие власть трудового народа. В небольшом интерьере Мостовой башни поместилось на удивление много раритетов. И все же о двух печах, дошедших до нас в полной отделочной «комплектации», стоит упомянуть особо. Первую в позапрошлом веке для дома бояр Романовых на Варварке собрал архитектор Рихтер по эскизам XVII века. А вторую знаменитый советский реставратор Барановский спас из приговоренной к сносу дворянской усадьбы в Загорье (ныне московский район Бирюлево-Восточное). Выставка открыта ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.30.

amp-next-page separator