Половое открытие
Вскрывали пол в Центре драматургии и режиссуры. У этого театра, внедряющего в массы искусство молодых, уже появились первые классики. Например, два брата Пресняковых – Олег и Владимир, живущие в Екатеринбурге и создавшие там свой театр. В Европе их считают одними из лучших современных русских авторов, у нас – ставят во МХАТе («Терроризм», режиссер – Кирилл Серебренников).Так что премьера «Полового покрытия» – событие многообещающее. Другой спектакль центра по пьесе братьев «Пленные духи» собрал много наград и сейчас – в юбилейной программе «Золотой маски». Режиссер Ольга Субботина на свежих текстах специализируется. В качестве укротительницы современной драматургии и прославилась. Сама же называет свою последнюю работу этапной.В основе сюжета – анекдот. Поначалу он кажется знакомым. Двое парней (Артем Смола и Глеб Подгородинский), решивших жить вместе, сняли квартиру. Затеяли ремонт, вскрыли линолеум и унюхали там что-то странное. Из подпола извлекли труп – и на этом предсказуемый сюжет закончился. Явившийся хозяин квартиры – импозантный Игорь Игоревич (Владимир Скворцов) тело за знакомое не признал, и перепуганные ребята выдали его за своего заболевшего брата Сашку. Начавшаяся фантасмагория вовлекает и труп, и новых персонажей, и зрителей в захватывающее приключение длиною в жизнь.Героев подстерегают «модные» искусы: соседский свинг-обмен партнерами на ночь, наркотики. Их настигает страшная русская свадьба – безжалостная и беспощадная – с обязательными номерами под караоке, воплями «горько» и принудительными возлияниями. А им бы одно – избавиться от трупа. Бросить его под шасси самолета – там все равно не станут разбираться. Только бросают они по ошибке чужого, а свой оживает. Он оказывается отцом хозяина квартиры и вводит в спектакль философски-фрейдистский подтекст.Пьеса поставлена очень легко, с куражом, но изящно. Наряду с живым, «площадным» юмором – тонкие шутки для посвященных.Ольга Субботина превратила черную комедию в настоящую буффонаду. В ткань полумистического повествования вихрями врываются эстрадные номера с узнаваемыми шутками. Чего стоит девичий хит из «Восьми женщин» Франсуа Озона в исполнении пухлой невесты (Ольга Добрина) или эффектная киноцитата из «Матрицы». Облаченные в кимоно Елена Захарова и Григорий Данцигер пародируют одновременно и театр Кабуки, и «вербатим» – модный нынче жанр документальной пьесы.Актерский ансамбль напоминает слаженный джазовый оркестр. Пьеса написана как череда сольных и групповых номеров – и артисты просто упиваются своими текстами, благо монологи есть почти у всех.Минорный и трогательный Николай (Артем Смола) бесконечно пишет письма маме, необыкновенный Мальчиксфинкс (Саша Костричкин) рассуждает о пианисте Антоне Рубинштейне, а Мачо в исполнении Тарзана (Сергея Глушко) вспоминает, как по Кубе развозил атомные боеголовки, вихляя машиной – чтоб со спутника не засекли.Мертвые окажутся живыми. Живые – мертвыми. Геи – натуралами. «Хороните ваших мертвецов вовремя», – назидательно скажут в конце действа. На самой веселой ноте спектакль вырулит в сторону вечных вопросов. А как только наступит время вечных ответов, произойдет взрыв газа – очередная попытка драматургов напомнить о реальных трагедиях.Абсурд, клоунада, стеб. Для авторов «Полового покрытия» нет ничего святого. В спектакле высмеивается все – от рекламных роликов до штампов современного театра. Последнее – особенно заметно. Получается эффект «Дон Кихота»: когда-то пародийная книга Сервантеса обессмыслила рыцарские романы как жанр. После «Полового покрытия» многие находки молодых режиссеров, едва вошедшие в моду, могут показаться безнадежно устаревшими.