Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Грядки сочного редиса, а поблизости метро. Корреспондент «ВМ» посетил деревню на окраине Москвы

Сюжет: 

Портрет явления
Общество
Грядки сочного редиса, а поблизости метро. Корреспондент «ВМ» посетил деревню на окраине Москвы
6 июня 17:05. Жители деревни Нижние Мневники Степан Макаров (справа) и Валентин Краков косят траву, чтобы накормить лошадей. У молодых людей в деревне собственное коневодческое хозяйство / Фото: АРТЕМ ЖИТЕНЕВ, «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»
Деревня Терехово — пара десятков тихих двориков, деревянные дома, окруженные со всех сторон лесом. Есть небольшое озеро, где каждый вечер рыбаки ловят карасей.

И все это Москва, район Хорошево-Мневники на северо-западе. Терехово находится на Крылатских холмах, в десяти минутах езды от станции метро «Молодежная». Пенсионер Виктор Никульча живет здесь уже более сорока лет. Хотя его дети давно перебрались поближе к центру, сам он за эти годы о квартире и не задумывался:

— Зачем мне переезжать? Лишние налоги. А тут плачу только за электричество, газовый баллон и землю. Сам себе хозяин.

Никульча владеет участком в шесть соток. Половину занимают дом, гараж мастерская под навесом. Остальное пространство отдано под огород, в котором жена Лидия выращивает не только редис, огурцы с помидорами, фенхель и прочую «обязательную» зелень, но и свои любимые розы, хризантемы и пионы.

— Это все — только для себя, — рассказывает о хозяйстве Лидия Александровна. — Урожая достаточно, чтобы законсервировать еще и на зиму. Разумеется, не обходится и без походов в магазины. Но в них мы ходим гораздо реже, чем «городские».

Деревянный дом, в котором живет семья Никульча, был построен в 1928 году. Но жить в нем безопасно и удобно, говорят хозяева. Некоторые продукты хранятся в небольшом погребе, а зимой дом согревает русская печка. Виктор Никульча топит ее дровами и углем.

Всего в Терехове живут около пятидесяти человек. Некоторые из них работают в городе и приезжают домой только переночевать. Другие пытаются создать внутри деревни свой собственный «бизнес». Приторговывают в основном цветами и дровами.

Виктор Никульча торгует шариковыми ручками. У него их — целый мешок. За двадцать рублей — любая на выбор. Откуда у Никульчи взялось столько ручек — не признается. Еще у него есть грузовик ЗИЛ-130, на котором он время от времени подрабатывает частным извозом.

Подобных деревень в черте города немало. К примеру, в нескольких километрах от Терехова расположились Нижние Мневники. Это тоже Северо-Западный округ Москвы. А самая восточная точка столицы — поселок Акулово, автобус до которого ходит от ближайшей станции метро пару раз в день. А что говорить про Новую Москву, где такие «столичные деревни» - почти в каждом поселении. Развивающаяся инфраструктура создает в них все условия для жизни. Плюс свежий воздух. А хотите и домик с печкой— пожалуйста. Ну что еще надо?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Надежда Косарева, экономист:

— Если говорить о Новой Москве, где много таких деревень, то, на мой взгляд, над ней станут работать в полную силу только тогда, когда закончат развитие районов в черте старого города. Сегодня активно развивается тенденция компактного мегаполиса. Это одна из основных причин, по которой была запущена программа реновации. Ту часть столицы, где есть уже созданная инфраструктура, будут улучшать и застраивать в первую очередь.

Филипп Смирнов, историк:

— Эти поселки, находящиеся в пределах Москвы, сохраняют свой уклад потому, что в них заложена историческая или культурная составляющая. Возьмем к примеру, пространство Тимирязевской академии. Там сохранились деревянная застройка Москвы и дачи известных сотрудников академии. Или поселок писателей в Переделкине, который находится на территории Новой Москвы. Ведь там когда-то жили Корней Чуковский, Борис Пастернак и другие известные культурные деятели. Снести этот поселок с «лица Москвы» не представляется возможным. Ведь он и ему подобные — это наша с вами история.

УВЕЗИ МЕНЯ ТУДА, ГДЕ ЕСТЬ СОЛНЦЕ И ВОДА

В социальных сетях есть группы, участников которых объединяет одна идея фикс: страстное желание уехать из города в деревню. В интернете они ищут единомышленников. «ВМ» публикует некоторые выдержки из постов.

Ирина Адевкина, 37 лет:

— Мы с мужем ищем друзей — единомышленников по созданию в деревне небольшого крестьянского хозяйства. Начинаем все практически с нуля. В планах — пчелы, птица, теплицы и даже разведение крупного рогатого скота. Для обеспечения себя и с последующим выходом на рынок. О себе: нам 39 и 37 лет, проживаем в Москве, дети выросли. Увлечены идеей жизни в деревне. Будем рады общению с единомышленниками.

Александр Бурмистров, 40 лет:

— Живу в деревне девять лет, переехал из города, оставил бизнес. Как деревню, так и город знаю не понаслышке. Кто готов столкнуться с реальностью сельской жизни — приглашаю к себе в гости. Перепробовав в деревне многое, остановился на пчеловодстве. Это интересно и познавательно. У меня на участке есть отличная пасека. Так что если есть желание жить в окружении природы — готов его разделить. Жду вас.

Наталья Майстепанова, 35 лет:

— Познакомлюсь с деревенским мужчиной. Умею вести хозяйство. Доить корову, ухаживать за скотиной, с землей обращаться и выращивать рассаду. Есть образование осеменатора. Мечтаю переехать в село. Есть маленькие дети. Кому интересно — пишите.

Дмитрий Корниенко, 53 года:

— Хочу уехать из Москвы на 500–600 километров. В какое-нибудь живописное место на Волге, купить дом рядом с водой. Надеюсь, средств хватит на крепкий сруб и ремонт. Никаких плантаций, скотных дворов, фермерства не планирую. Труд исключительно для себя и в свое удовольствие: курочки, несколько грядок зелени и все. Доход исключительно от сдачи квартиры в Москве, пенсии и продажи излишков улова рыбы. Высокий уровень жизни не обещаю. Хотя есть идея организовать небольшую рыболовную базу с гостиницей и вывозом на рыбалку на катерах. Если есть еще какие-либо мысли по развитию хозяйства — пишите.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Людмила Федотова, психолог:

— Люди, живущие в больших городах, часто чувствуют себя одинокими. Чем меньше территория проживания, тем больше мы ощущаем себя в каком-то сообществе. К тому же, говоря о мегаполисе, подразумевается, что мы говорим о деловом городе. Бизнес заставляет быть холодным, расчетливым. Здесь не принято показывать свой внутренний мир. И со временем он просто теряется. Мы стараемся воспрепятствовать этому. Здесь на помощь и приходят социальные сети, где можно найти единомышленников и до такой степени сблизиться, что даже уехать вместе жить в деревню.

ЛЮДИ ХОТЯТ РАБОТАТЬ НА СЕБЯ, А НЕ НА ДЯДЮ

«Вечерняя Москва» не раз писала про людей, которые не просто хотят переехать в деревню, но сознательно отказались от благ цивилизации.

Грядки сочного редиса, а поблизости метро. Корреспондент «ВМ» посетил деревню на окраине Москвы 15 сентября 2016 года. 11:53 Виталий Романчук, который часто помогает Петру Кугаю вести хозяйство, с сыновьями Петра Кристианом (на втором плане) и Мариком на скотном дворе / Фото: Владимир Смоляков, «Вечерняя Москва»

Часто причина такого решения — в нежелании «работать на дядю». Вот история москвича Юрия Алексеева. Он живет на 106-м километре Ярославского шоссе. Его дом — типи, переносное жилище кочевых индейцев. По-нашему — землянка. Внутри — подземный музей с массой книг, тахтой, застеленной ковром, и портретом Чехова на стене. А если пройти еще глубже в «дом», попадаешь в крохотную кухню с печкой.

— Когда я работал в офисе юристом, я был серой массой, а не человеком, — вспоминает прежнюю жизнь Алексеев. — Я был никем. Некий «помещик» тебе платит деньги, на которые ты можешь арендовать квартиру, съездить в отпуск, поесть, позволить себе развлечения. Сейчас я сам себе помещик. В моем распоряжении — куча земли. Я ни в чем не нуждаюсь.

Решив стать «помещиком», Юрий Алексеев поначалу размышлял над установкой простой палатки. Но быстро отказался от этой идеи. На постройку землянки у московского отшельника ушло около четырех месяцев. (Подробнее об укладе жизни Юрия Алексеева читайте в «Вечерней Москве» от 20.12 2016.) Хозяин деревянного терема в Новой Москве Петр Кугай покинул город по похожим соображениям. Но вместо подземного жилища он построил деревянный терем по образцу XVII века. И плотно занялся сельским хозяйством. Так, в полукилометре от поселка Птичное в Новой Москве появился бревенчатый храм, стали пастись лошади, коровы.

Появились сеялка, трактор, комбайн. Деревянные избы, курятник, крольчатник.

— Тишина, сосны, ароматы цветов, пруд, — Петр Кугай вспоминает тот день, когда впервые оказался на этой земле. — Меня тогда охватил невероятный трепет в душе.

(Подробнее о хозяйстве Петра Кугая читайте в газете «Новые округа» от 23. 09. 2016.)

Сколько еще таких «помещиков» в столице — статистики такой нет. Но эксперты уверены, этот типаж не исчезнет никогда.

ГДЕ МОЖНО СПРЯТАТЬСЯ ОТ СУЕТЫ

Не всегда обязательно бежать в деревню. Отдохнуть от шума можно даже в таком огромном мегаполисе, как Москва. Главное, знать места. В подборке «ВМ» — уголки, где вас не побеспокоят ни шум машин, ни суета людей.

1. Сад в Марфо-Мариинской обители

Здесь раскинулся сад с прекрасными розовыми кустами и беседкой. Тихо, спокойно и красиво.

Как добраться: пешком от станции метро «Полянка». Большая Ордынка, 34, стр. 7.

2. Зона отдыха «Тропарево»

По территории протекает река Очаковка, на которой создан большой пруд. Здесь можно встретить белок и послушать пение дроздов и соловьев.

Как добраться: пешком от станции метро «Теплый Стан».

3. Сад «Аптекарский огород»

Удивительно, но практически в центре Москвы затерялся райский уголок, полный цветов и необычных деревьев, есть там и небольшой пруд. Люди здесь разговаривают практически шепотом. Чтобы не нарушать гармонию.

Как добраться: пешком от станции метро «Проспект мира». Проспект Мира, 26.

4. Библиотека «Тихий циферблат»

Побег от цивилизации не обязательно означает уединенный отдых на природе. В библиотеке «Тихий циферблат» можно почитать книгу за символическую плату, в которую входят чай со сладостями. В таком уютном месте очень легко уйти в себя, можно привести мысли в порядок.

Как добраться: пешком от станции метро «Чистые пруды». Покровка, 12, второй этаж, вход со двора.

5. Усадьба «Узкое»

Для любителей старины здесь самое подходящее место. Особенно здесь красиво осенью, когда с деревьев опадают, выстилаясь разноцветным ковром, листья. Но и сейчас, когда погоду летней назвать язык не поворачивается, тоже хорошо.

Как добраться: от станции метро «Ясенево» или «Коньково». Улица Профсоюзная, 123а–123б.

ЭКСПЕРТЫ: ОКОНЧАТЕЛЬНО ОТ БЛАГ ЦИВИЛИЗАЦИИ ОТКАЗАТЬСЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ

Давая прогнозы на ближайшее будущее, эксперты не приходят к «общему знаменателю». Но сходятся в одном — от благ цивилизации, окончательно и бесповоротно, люди в своей массе не откажутся.

Илья Заливухин, вице-президент Союза архитекторов Москвы:

—Люди никогда не покинут города уже потому, что это — крайне интересное для общества место жизни. Город всегда меняется. И, как правило, делает он это по тому вектору, который задали жители. Сегодня многие хотят убежать от городской суеты, уединиться в собственном таунхаусе, развести огородик. Так что вы думаете? Во многих городах такие «дома» появляются в квартирах! А в придачу и огороды, вертикальные сады. Но я не думаю, что мир станет одним большим городом. Все же человек любит «жить на земле».

Святослав Мурунов, руководитель центра прикладной урбанистики:

—Сегодня существуют две тенденции, которым следуют люди, покинувшие крупные города. Первая — возвращение на «малую родину». Я знаю нескольких успешных московских топ-менеджеров, которые оставили карьеру и вернулись в Торжок и Тарусу. Они там родились и хотят развивать свои родные города. Вторая — организация бывшими горожанами фермерских поселений. Но все равно устраиваются поближе к магистралям и железным дорогам. Выращивают скот, овощи, производят мед. На это и живут. Излишки продают на придорожных рынках и кафе. Таких, кстати, тоже станет куда больше.

Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики:

—Процесс полицентрации столицы запущен. Сегодня концентрация рабочих мест формируется в Саларьеве и Румянцеве. Будет ли он идти дальше по Новой Москве — совершенно не очевидно. Но строя на этих территориях дороги, московские власти ни в чем не проигрывают. Ведь дорога способствует развитию экономической жизни.           

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!  

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Люди бегут, чтобы сохранить себя

Колонка социолога Александра Журавлева

Моя дача находится в деревне Богоявление. Проводить там выходные — одно удовольствие. Это место располагается недалеко от поселка Вороново в Новой Москве и Троицка. Там, в этой округе, целая плеяда прекрасных деревень: Новогромово, Сахарово, Семенково. Всего 58 километров от МКАД, и я у себя на участке, где речка, лес и тишина. Дорога недолгая, но для меня она представляет особый интерес. Раньше по пути в Богоявление я проезжал мимо десятков одноэтажных дачных домиков, аккуратно расставленных вдоль проезжей части (далее...)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.