Последний парад наступает!
Как много осталось в свое время за кадром официальной пропаганды! Мы не знали о том, что крейсер «Варяг», затопленный, чтобы не попасть в плен к японцам, в плен все-таки попал и более 10 лет входил в состав японского флота. Что он был выкуплен царским правительством и доставлен сначала во Владивосток, а потом отправлен в Англию на ремонт. Что в 1917 году крейсер был реквизирован Великобританией и после Первой мировой войны продан… на металлолом одной германской компании.Но судьба охранила крейсер от столь бесславной судьбы: по пути на место последней стоянки он сел на камни в Ирландском море, у берегов Шотландии. Именно там 8 сентября и будет установлен памятник крейсеру и его героическому экипажу.Песню о подвиге российского корабля написал австриец Рудольф Грейнц, которого потряс этот морской бой – один крейсер и одна канонерка против целой эскадры! Стихотворение «Варягу» начиналось словами: «На палубу, товарищи, все на палубу!/ На последний парад наверх!/ Гордый «Варяг» не сдается,/Нам не нужна пощада!» Стихотворение было опубликовано в одном из номеров журнала «Юден» в 1904 году, и уже оно, в свою очередь, потрясло россиян. В апреле 1904 года появляются сразу два его перевода – Н. Мельникова и Е. Студенецкой. Именно последний и был признан наиболее удачным, и вскоре музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приеме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».Однако еще долго в самой России отношение если не к «Варягу», то к его командиру капитану 1 ранга В. Рудневу было далеко не однозначным.События того боя развивались так.В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года японские войска начали высаживаться под прикрытием своей эскадры на городскую пристань корейского порта Чемульпо. Рейд порта был забит иностранными судами, в числе которых находились и крейсер «Варяг» с канонерской лодкой «Кореец». Утром 9 февраля командиры стоявших на рейде французского крейсера «Паскаль», английского «Тэлбот», итальянского «Эльба и американской канонерской лодки «Виксбург» получили уведомление японского контр-адмирала Уриу о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли. В 9.30 на борту «Тэлбота» командиру «Варяга» капитану 1 ранга В. Рудневу вручили ультиматум японцев: «Варяг» и «Кореец» должны покинуть порт до полудня, или они будут атакованы на рейде.Сам Руднев в своем рапорте так писал о решении принять бой: «Вернувшись на крейсер, я собрал офицеров и объявил о начале военных действий, причем было решено прорываться, а в случае неудачи взорвать крейсер; для чего впоследствии приготовили в минном погребе запальный патрон со шнуром Бикфорда. Производство взрыва поручил ревизору мичману Черниловскому-Соколу. Мотивы были следующие: 1) Бой на рейде не представлял удобства ввиду невозможности свободного маневрирования за неимением места. 2) Исполняя требование адмирала, имелась слабая надежда на то, что японцы выпустят из шхер и дадут сражение в море; последнее было предпочтительнее, так как в шхерах приходится идти известным курсом и, следовательно, подставляя борт в невыгодное положение, нельзя использовать все средства защиты. Затем была собрана команда, объявлено ей о войне, и даны всем соответствующие инструкции».В 11.10 минут «Варяг» и «Кореец» снялись с якоря и пошли к выходу из гавани. Моряки иностранных боевых кораблей провожали их с почестями: все понимали, что суда идут на верную гибель. «Варяг» был вооружен 12-ю 152-мм орудиями, 12 – 75 мм, 8 – 47 мм, двумя – 64 и двумя – 37 мм и шестью торпедными аппаратами. «Кореец» же был парусно-моторным судном, построенным еще в третьей четверти XIX века. Его вооружение состояло из двух 203-мм, одного 152-мм, четырех 107-мм орудии, шесть 37-мм пушек Гочкиса, одного торпедного аппарата. Им противостояли 15 боевых единиц японского флота – броненосный крейсер «Асама», бронепалубные крейсеры «Нанива», «Такачио», «Чийода», «Акаси», «Нийтака», посыльное судно «Чихайя» и восемь миноносцев.Общая огневая мощь эскадры состояла из четырех 203-мм, тридцати восьми 152-мм орудий и сорока трех торпедных аппаратов.Японский крейсер «Асама» открыл огонь по «Варягу» их шхер в 11.45 с дистанции 7–8 километров (45 кабельтовых). Спустя две минуты огонь открыл «Варяг».«Один из первых снарядов японцев, попав в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фок-ванты, причем были убиты дальномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции №1 (no окончании боя найдена одна рука графа Нирода, державшая дальномер). После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, причем недолетевшие снаряды осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки. Последующими выстрелами было подбито 6-дюймовое орудие № 3; вся прислуга орудия и подачи убита или ранена, и тяжело ранен плутонговый командир мичман Губонин, продолжавший командование плутонгом и отказавшийся идти на перевязку до тех пор, пока, обессилев, не упал. Непрерывно следовавшими снарядами был произведен пожар на шханцах, который был потушен старанием ревизора мичмана Черниловского-Сокола, у которого осколками было изорвано бывшее на нем платье. Подбиты 6-дюймовые орудия – XII и IX; 75-мм –№21; 47-мм – №№27 и 28. Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция № 2, подбиты орудия №31 и №32, а также был произведен пожар в рундуках и в броневой палубе, вскоре потушенный. При проходе траверза острова Иодолми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и остававшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира». Это – строки из отчета командира «Варяга» В. Руднева о первых минутах боя! Современные японские боевые корабли с дистанции расстреливали русские суда, а «Варяг», заложенный в конце XIX века на верфи в Филадельфии, не имел даже броневых листов защиты матросов и орудийной прислуги орудий главного калибра.Единственное, чего добился «Варяг» – разрушение кормового мостика крейсера «Асама» (по словам Руднева, у него заклинило кормовую башню, которая не стреляла уже до конца боя. Потеряв большую часть орудий и 45 процентов палубной команды, «Варяг» вернулся в Чемульпо. Крейсер было решено затопить, «Кореец» – взорвать.«Я никогда не забуду потрясающего зрелища, представившегося мне, – вспоминал капитан Сенес, поднявшийся на борт «Варяга» сразу после боя, – палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения».Команда «Варяга» открыла кингстоны, и ее подобрала шлюпка с французского «Паскаля». Раздался взрыв – и «Кореец» скрылся под водой. Но Руднев просчитался: глубина затопления крейсера была небольшой, и японцы вскоре подняли «Варяг». Именно этого, скорее всего, Рудневу и не простили: несмотря на орден за бой с японской эскадрой он вскоре тихо ушел в отставку и скончался в своем родовом поместье через девять лет.Однако моряков «Варяга» и «Корейца» на родине встретили как настоящих героев. Как к героям отнеслись к ним и японцы, расценившие поступок Руднева – неравный бой со всеми – как самурайский. На подвиге «варяговцев» воспитывались японские моряки, а в Японии был открыт музей крейсера.Сам же «Варяг» был поднят, отремонтирован и переделан в учебное судно «Сойя», каковым он и был до 1916 года. А прах моряков«варяжцев» был перевезен из Кореи во Владивосток и похоронен в братской могиле, над которой в 1912 году был установлен памятник. Сам крейсер во время Первой мировой войны Россия у Японии – теперь уже союзника – выкупила и отправила на ремонт в Великобританию. В декабре 1917 года крейсер был реквизирован, поскольку теперь уже советское правительство не смогло проплатить очередную стадию его ремонта. По другим данным его продал британским властям некий полномочный представитель новой России.В 1920 году «Варяг» был продан на металлолом, однако на пути к берегам Европы наткнулся на камни у шотландского острова Ленделфут и в 1925 году был взорван, чтобы не мешать рыбаками.На родине о подвиге «Варяга» приказано было забыть: песня о нем попала в разряд «запрещенных» и была реабилитирована лишь во время Великой Отечественной. А об оставшихся в живых рядовых матросах вспомнили лишь в 1954-м, когда вышел приказ Верховного Совета «О награждении медалью «За отвагу» моряков крейсера «Варяг».О самом же крейсере вспомнили без малого полвека спустя.В 2003 году с берегов Шотландии долетела сенсационная новость.Съемочная группа ВГТРК отыскала на дне Ирландского моря останки крейсера «Варяг». Найдены останки паровых котлов, куски многослойной бронированной палубы… И режиссер-кинодокументалист, журналист Алексей Денисов снял о крейсере «Варяг» – о его подвиге и о его судьбе – двухсерийный документальный фильм.В финале фильма прозвучала мысль о том, что было бы хорошо, если б память о подвиге российских моряков была как-то увековечена. Однако первоначально эта идея подхвачена не была.Но в 2006 году стартовала Всероссийская акция «Памяти крейсера «Варяг», оргкомитет которой возглавил Полномочный представитель президента РФ в ЦФО Г. Полтавченко. Ее итогом стала установка 30 июля 2006 года, в День Военно-Морского флота России, в Шотландии рядом с местом гибели «Варяга» мемориальной доски. Событие широко освещалось российскими и зарубежными СМИ и вызвало большой общественный резонанс. Возникла идея установки памятника крейсеру «Варягу» в Шотландии, получившая благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.В январе 2007 года был учрежден Благотворительный фонд поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг», а вскоре – 1 марта – дан старт всероссийскому конкурсу на лучшую идею памятника крейсеру «Варяг» и создание памятника.20 июня 2007 года после долгого обсуждения единогласный выбор пал на коллективный проект трех воспитанников 3-го курса Нахимовского военно-морского училища в Санкт-Петербурге Игната Паюсова, Сергея Стаханова и Артема Сазонова. После этого к осуществлению замысла победителей приступил коллектив профессиональных скульпторов и архитекторов.Сегодня на берегу шотландского острова Ленделфут уже все готово к открытию памятника. Пройдет несколько дней – и с него упадет белое покрывало. Бронзовый крест, якорь и цепь над студеными волнами Ирландского моря увековечат подвиг русских моряков.Спустя более чем сто лет после первого и последнего боя «Варяга».