Неуд по химии
[b]Перовский суд столицы приступил к очередному слушанию «дела химиков». На скамье подсудимых – гендиректор ЗАО «НПК «Софэкс» Алексей Процкий и руководитель ООО «НПО «Софэкс Химзащита» Яна Яковлева. Они обвиняются в незаконном обороте сильнодействующих веществ (ст. 234 УК РФ – до пяти лет лишения свободы), а именно – этилового эфира, который может использоваться для изготовления сильнодействующих наркотиков. Помимо этого им вменяется «осуществление предпринимательской деятельности без лицензии» (ст. 171 УК РФ) и «отмывание» 15 млн рублей, полученных от реализации этилового эфира в 1999–2005 годах (ст. 174 УК РФ).[/b]Напомним, как писала наша газета, уголовное дело в отношении Процкого и Яковлевой было возбуждено Управлением федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в Москве (УФСКН) в мае 2005 года. Яковлева была арестована в июне 2006 года, а Процкий – в августе.Прокуратура считает, что подсудимые должны были иметь лицензию на осуществление фармацевтической деятельности для торговли этиловым эфиром. Он входит в список прекурсоров – химреактивов, которые могут быть использованы при изготовлении наркотиков. Однако подсудимые утверждают, что продавали это вещество лишь в промышленных целях.Всего следствие инкриминирует Яковлевой и Процкому 36 эпизодов незаконного сбыта эфира различным предприятиям и организациям. Московская торгово-закупочная фирма незаконно торговала медицинским эфиром, который впоследствии использовался для производства синтетических наркотиков. По крайней мере так утверждают правоохранительные органы.Впрочем, сами обвиняемые считают, что материалы следствия сфабрикованы. В свою очередь, подсудимые утверждают, что этиловый эфир – это лишь растворитель, который широко используется в промышленности, а их клиентами выступали различные заводы и предприятия, которые закупали его исключительно для промышленных целей.В конце 2006 года, когда дело уже было передано в суд, обвиняемые были отпущены под подписку о невыезде, после чего и рассказали свою версию этого дела. На серии пресс-конференций при поддержке правозащитников, депутатов Госдумы и ученых-химиков они все доводы полицейских назвали бредом и бессмыслицей. Тогда было объявлено, что этиловый эфир – широко применяемый в промышленности растворитель и метадон из него произвести невозможно, что «Софэкс» фармдеятельностью никогда не занималась, а все разрешения и лицензии на работу с промышленными химвеществами у компании имеются, и подставным фирмам или физлицам химикаты она никогда не продавала.– Я убежден, что в действиях наших подзащитных нет вины, – сказал Евгений Черноусов. – Они занимались деятельностью, которая не имела отношения к медицине, а от них требуют лицензию на фармацевтическую деятельность». Защитник добавил, что следствие не смогло выявить ни одного случая продажи этилового эфира изготовителям наркотиков.Между тем один из эпизодов лег в основу громкого уголовного дела. Московское управление наркоконтроля получило информацию о том, что на территории Ленинского района Подмосковья действует подпольная лаборатория по производству синтетического наркотика метадона, который по своему действию в несколько раз сильнее героина.Владельца прибыльного бизнеса задержали – им оказался 51-летний доморощенный химик Владимир Шуликов. В ходе его допроса выяснилось, что для изготовления метадона «наркотворец» использовал медицинский эфир, который приобретал в «Софэксе», специализирующемся на торговле химреактивами.По словам Яковлевой и Процкого, сотрудники Московского управления наркоконтроля в свое время предложили им… «крышу». Мол, мы предоставляем вам лицензию, а вы обязуетесь отстегивать нам регулярный процент от сделок. Руководство «Софэкса» от выгодного предложения отказалось – за что теперь и страдает от мести упомянутых сотрудников.Скандал разрастался. Как выяснилось, это утверждение, мягко говоря, не соответствует действительности. Многочисленные проверки показали, что в роли «оборотня» называется сотрудник наркоконтроля, не имеющий абсолютно никакого отношения к лицензированию.По мнению адвокатов Процкого и Яковлевой, в России оборот сильнодействующих веществ, к которым относится диэтиловый эфир, с одной стороны, должен быть под контролем, а с другой стороны, по якобы другим нормативам, он может распространяться без каких-либо разрешений. Однако еще никто не отменял действия постановлений правительства РФ от 6 марта 1996 года № 278 и от 3 августа 1996 года № 930. Именно они регулируют непосредственно ввоз на территорию России, в том числе диэтилового эфира, и этот ввоз считается законным только в случае, когда получено соответствующее разрешение на фармацевтическую деятельность. Без такого разрешения все, что касается оборота подобных средств с целью сбыта на территории России, является незаконным и преследуется в соответствии со статьей 234 УК РФ.Также продолжает действовать и так называемый «список №1», содержащий перечень лекарственных веществ, относящихся к сильнодействующим, оборот которых в России без специального разрешения запрещен. Кроме того, для работы с таким препаратом, как диэтиловый эфир, необходимы также разрешения Ростехнадзора и МЧС. Дело в том, что эфир легко воспламеняется и взрывается, поэтому помещение, в котором его разливают, должно соответствовать определенным нормам. В противном случае могут пострадать люди.[b]КОМПЕТЕНТНО[/b]Впрочем, чем глубже вникаешь в детали этого запутанного дела, тем больше возникает вопросов, чем ответов. Позиция адвокатов и правозащитников понятна. А вот руководство ФСКН довольно продолжительное время не реагировало на резкие выпады в свой адрес.На днях [b]статс-секретарь – заместитель директора ФСКН Александр ФЕДОРОВ[/b] – согласился дать разъяснение по так называемому «делу химиков»:[i]– Во-первых, нет никакого «дела химиков», потому что те, кто привлекается к ответственности, – это руководители фирм «купи-продай». То есть они не изготавливали продукцию химическую, они покупали и перепродавали ее, получая соответствующую маржу. И дело это появилось после того, как была выявлена подпольная лаборатория, изготавливающая наркотики. Она использовала сырье, полученное как раз от этих людей. Таким образом, понятна история этого дела. Но если вы посмотрите Уголовный кодекс, вы не найдете там слова «прекурсоры». В Уголовном кодексе этого нет.Предусмотрена в Уголовном кодексе ответственность за незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ. Часть прекурсоров относится именно к таковым – сильнодействующим и ядовитым веществам. И именно за противоправные действия с этой категорией веществ и привлекаются правонарушители.Когда я слышу о том, что людей привлекают к ответственности незаконно, то, извините, согласиться с этим не могу. Ответственность за незаконные действия с сильнодействующими ядовитыми веществами была установлена в России еще до революции Уголовным уложением 1903 года.Соответствующие статьи появились и в первом Уголовном кодексе 1922 года Российской Федерации, и дошли до наших дней. Статьи эти носят бланкетный характер, потому что должен быть акт, который определяет, какие вещества относятся к сильнодействующим, какие - к ядовитым. Долгое время, определяя это, делались ссылки на списки сильнодействующих и ядовитых веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков. Но такая практика уже давно признана неадекватной реалиям, в связи с чем еще 3 августа 1996 года было принято Постановление правительства № 930 «Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ». У нас имеется официальный перечень - номенклатура сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденная постановлением правительства.Однако по инерции зачастую, расследуя дела подобной категории, делались ссылки на список ПККН – Постоянного комитета по контролю наркотиков.В связи с чем в прошлом году Пленум Верховного суда принимает свое постановление №14 от 15 июня 2006 года, где специально не оговорил эти списки, на которые он делал ссылки раньше. Тем самым исключив их из перечня документов, которыми надо руководствоваться. А указал, что при определении относится то или иное вещество к категории сильнодействующих или ядовитых, надо руководствоваться заключением экспертов. И эксперт, проводя исследования, в своем заключении скажет – это вещество является таким-то.Таким образом, данная сфера отношений достаточно урегулирована. Тем не менее чтобы избежать каких-то коллизий, накладок, иных толкований, по поручению правительства нами подготовлен законопроект. Он уже рассмотрен правительством и внесен в Государственную думу. Это законопроект о дополнении статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации примечанием, согласно которому перечень сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупные размеры сильнодействующих веществ для целей Уголовного кодекса утверждаются правительством Российской Федерации.Для чего это сделано? Потому что есть квалифицирующий признак «крупный размер». Это понятие сейчас определяется по усмотрению суда и следствия, исходя из обстоятельств дела. Мы бы хотели, чтобы этот вопрос был формализован. И четко указывалось, с какого именно размера он может считаться крупным. Все делается для того, чтобы закон был понятен и однозначен для применения.Давайте посмотрим, как развивались события. В 1988 году прията Конвенция, которая обязала нас установить меры контроля. Спустя только 10 лет, в 1998 году, принимается Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Наше ведомство создано в 2003 году, через пять лет после принятия этого закона. Но еще не принято было на тот момент 18 постановлений правительства, которые должны были быть приняты для того, чтобы закон заработал. И вот сейчас мы как раз восполняем эти пробелы, наводим порядок.Сейчас делается все для того, чтобы каждый четко понимал, что можно, что нельзя и какие меры ответственности наступают в случае совершения тех или иных действий, признающихся Уголовным кодексом противоправными.[/i]