Скромное обаяние Мостры
Это означает, что фестиваль несколько лет не проводился – то война мешала, то итальянские власти в конце шестидесятых – начале семидесятых годов прошлого века решили поэкспериментировать, отменив конкурс и меняя правила игры. С итальянцами не соскучишься, и сегодня, когда венецианская Мостра уверенно входит в тройку главных кинофестивалей мира, эти самые итальянцы бурно критикуют директора фестиваля Марко Мюллера и за чрезмерную американизацию, и за коммерциализацию, и еще за какие-то непонятные постороннему глазу грехи. Рядом с фестивальным дворцом повесили огромную доску, где всякий желающий может высказать все что думает по поводу происходящего на Мостре. Тут же результаты общественного голосования по выборам будущего директора фестиваля. Марко Мюллера прокатили – в народном рейтинге он занял лишь второе место.На венецианской Мостре все демократично и просто. Пожалуй, это самый уютный и непафосный из крупнейших киносмотров мира. Обшарпанные стены старого фестивального дворца, сохранившегося, кажется, еще со времен Муссолини, огромные надувные шатры-кинотеатры, где, собственно, и показывают фестивальные фильмы, шум, суета, истерические вопли, доносящиеся время от времени с разных сторон – это значит, рядом прошел кто-то из многочисленных кинознаменитостей, блеском которых Венеция перещеголяла главного своего конкурента – Канн. Трудно назвать звезду первой величины, которая не посетила бы в этом году Мостру. Наибольшим успехом у публики пользовались, пожалуй, Джордж Клуни, Брэд Питт и Джонни Депп. Чтобы увидеть их вечером, а если повезет – взять автограф, надо занимать место у барьера перед фестивальным дворцом с раннего утра. Лучше всего прихватить из дома скамеечку или складной стульчик – вопервых, удобнее ждать, во-вторых, можно встать и увидеть все происходящее сверху. Те, кто не обеспечил себя сидячими местами, в массовом порядке залезают на столбы, рекламные щиты с названиями фильмов или на плечи друг другу.Труднее всего оказалось взять автограф у Брэда Питта. Перед премьерой картины «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» он добросовестно подошел к ликующей толпе, где преобладали, разумеется, представительницы прекрасного пола. И все было бы замечательно, если бы рядом не было жены и спутницы Анджелины Джоли. Она неотступно следовала за Питтом – эдакий телохранитель в юбке, охраняющий звезду от влюбленных фанаток.Зато без проблем и суеты звезд можно встретить в легендарном отеле «Де Бэйн», который когда-то прославил легендарным фильмом «Смерть в Венеции» Лукино Висконти. В отеле теперь есть ресторанный зал, носящий имя великого режиссера – именно там проходили вечеринка после премьеры на фестивале фильма Никиты Михалкова «12» и традиционный банкет после закрытия Мостры. Всего десять минут ходьбы до «Де Бэйна» и ты попадаешь в атмосферу тишины и расслабленности. Тихая терраса, зеленые лужайки, бассейн – его ежевечерне раз по пятьдесят невозмутимо переплывал член жюри, кинорежиссер Пол Верховен.Знаю лично дам из российской делегации, которым в «Де Бэйне» посчастливилось проехать в лифте вместе с Джорджем Клуни. На одной террасе «Де Бэйна» дает интервью Вуди Аллен, на другой – Колин Фаррел и Эван МакГрегор, сыгравшие в его новой комедии «Сон Кассандры». В беседке председатель жюри, режиссер Чжан Имоу собрал земляков – китайских журналистов – и что-то им рассказывает…Уже через год Мостра изменится. Снесут старый фестивальный дворец – предсказывая это грустное будущее событие, устроители нынешнего фестиваля декорировали «Палаццо дель Синема» огромным железным шаром, проламывающим стену. Впрочем, Марко Мюллер обещает построить в Венеции новый дворец.На пятки самому старому кинофестивалю категории «А» наступает молодой и амбициозный Римский фестиваль – он пройдет в октябре уже во второй раз. Чтобы сохранить авторитет, Венеции придется искать новые концепции и новые идеи. Хотя обаяние и прелестная расслабленность нынешней Мостры, скорее всего, рассеются, как рассеивается туман над венецианской лагуной.