Удачная страница в творчестве великого русского художника
«Когда я доложил о совершившейся ночью смене власти, воцарилось на несколько секунд напряженное молчание. Потом пришли аплодисменты, но не бурные, а раздумчивые. Зал переживал и выжидал. Готовясь к борьбе, рабочий класс был охвачен неописуемым энтузиазмом. Когда же мы шагнули через порог власти, не рассуждающий энтузиазм сменился тревожным раздумьем. И в этом сказался правильный исторический инстинкт. Ведь впереди еще может быть величайшее сопротивление старого мира, борьба, голод, холод, разрушение, кровь и смерть. «Осилим ли?» – мысленно спрашивали себя многие. Отсюда минута тревожного раздумья. Осилим, ответили все. Новые опасности маячили в далекой перспективе. А сейчас было чувство великой победы, и это чувство пело в крови. Оно нашло свой выход в бурной встрече, устроенной Ленину, который впервые появился на этом заседании после почти четырехмесячного отсутствия». Л. Троцкий. «Моя жизнь. Опыт автобиографии» К тому, что историю можно – в интересах тех или иных личностей или организаций – переписывать, причем неоднократно, мы вроде бы привыкли. Но, оказывается, историю можно и перерисовать. В этом каждый может убедиться на выставке «1917. Мифы революций», открытой в Выставочном зале федеральных архивов на Большой Пироговской ул., 17, до 11 ноября. Посадить в Бутырку за похабщину! В центре одного из залов – картина Константина Юона, воссоздающая выступление большевистского вождя сразу после октябрьского переворота. Точнее, две картины. Одна – из собрания Государственного Русского музея – называется «Первое появление В. И. Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 г.» и была написана к десятилетию Октябрьской революции. Вторая – из фондов Государственного исторического музея – датирована 1935 годом. При первом взгляде на эти полотна кажется, что заслуженный советский живописец захотел поиграть с нами в забаву «Найдите десять отличий». На самом же деле в игру – по довольно жестоким правилам – с художником играли власти. Постановление Совнаркома об ассигновании 160 тыс. руб. на закупку и заказ художественных произведений к празднованию 10-й годовщины Октябрьской революции, скорее всего, преследовало двоякую цель: создать «героический ряд» нового изобразительного искусства и материально помочь ведущим советским художникам. Константин Юон решил выбрать из событий 1917 года первое заседание в Смольном, на котором было объявлено о свержении Временного правительства и переходе власти к рабочим и крестьянам. После серьезного анализа документов и исторических фактов Константин Федорович создает полотно, на котором за кафедрой выступает Ленин, причем в довольно необычном виде: с бритыми усами и бородой, со следами грима на лице. Создается впечатление, будто Ильич только что снял парик. Справа от него на трибуне – знаменитые революционеры-социалисты, руководившие Петросоветом: Урицкий, Рыков, Ломов, Троцкий, Карахан, Подвойский, Милютин, Каменев, Антонов-Овсеенко и Дзержинский. Критика – как художественная, так и партийно-идеологическая – приняла картину в штыки. Член Центральной комиссии по увековечиванию памяти Ленина Товстуха даже предложил «за такую похабщину… Юона… посадить в Бутырки на 2 недели… картину уничтожить». После кратковременного пребывания в Третьяковке полотно публично экспонировалось на персональной выставке Юона, а затем угодило в запасники Русского музея. Привести в исполнение. Вернее, «в соответствие» Казалось, эта не вполне удачная страница в творчестве великого русского художника навсегда закрыта. Но тут в свет вышел «Краткий курс истории ВКП(б)», и официальная трактовка петроградских событий 25 октября 1917 года стала принижать значение экстренного заседания Петросовета, уделяя гораздо больше внимания другому событию того же дня – II съезду Советов, открывшемуся в Смольном в 11-м часу вечера. Вероятно, кто-то наверху, помня о картине Юона, решил посоветовать автору переделать ее, а заодно и привести ее содержание в соответствие с новыми идеологическими установками. Сам мастер в «Правде» в 1935 году утверждал, что эта «вещь делается по заказу Института Маркса-Энгельса-Сталина». Как бы там ни было, с полотна исчезли почти все действительные герои событий, за исключением Урицкого с Дзержинским. Зато в президиуме появились Молотов и восторженно аплодирующий оратору Сталин, а сам Ленин воцарился за кафедрой не в «карикатурном», а во вполне каноническом виде – с прилизанной шевелюрой, строгой бородкой и умным, вдумчивым взглядом, бьющим прямо в переполненный зал. В 1936 году эта работа заняла почетное место в первой экспозиции Музея В. И. Ленина. По ходатайству ЦК профсоюза работников искусств СССР Юону сразу же вручили орден Трудового Красного Знамени и автомашину. Мало кто догадывался, что сам автор постыдился даже подписывать позднюю версию своей работы. Предчувствие его не обмануло. Сначала – в 1938 году – музейные сотрудники переименовали картину во «Второй съезд Советов», нимало не смущаясь, что из окон в зал по-прежнему струится дневной свет. А еще через год на «Второй съезд Советов» пошел точно такой же накат, как двенадцатью годами ранее на «Первое появление В. И. Ленина на заседании Петросовета». Кончилось все это «ссылкой» холста в московский спецхран. Его предшественник, явившийся на свет в 1927-м, к тому времени уже прочно осел в спецхране ленинградском. Ведь рядом с Лениным там оказалось так много врагов народа! Только в 1998 году поздняя версия картины была случайно обнаружена на валу в одном из дальних хранилищ Государственного исторического музея. По книгам учета художественных коллекций Музея В. И. Ленина удалось установить, а по упомянутой публикации в «Правде» – подтвердить авторство Юона. Когда же искусствоведы (и «в штатском», и настоящие, изучавшие историю раннесоветского соцреализма) вспомнили, что ранее тот же самый художник написал похожую работу, все встало на свои места. И теперь, глядя на оба полотна, впервые размещенные рядом в одном зале, мы как никогда отчетливо убеждаемся: из попыток переписать историю не выходит ничего хорошего. Даже если за это занятие берется не рядовой боец идеологического фронта, а живописец корифей. «…о необходимости которой…» – Кто реально готовил революцию? Отнюдь не большевистский ЦК и Ленин, а Петроградский совет во главе с Троцким, который возглавил его 31 августа после подавления так называемого «корниловского» путча, – говорит директор ГА РФ Сергей МИРОНЕНКО. – Кстати, Троцкий еще с VI съезда большевистской партии, проходившего полулегально 26 июля – 3 августа в Петрограде, был членом ЦК РСДРП(б), который и рекомендовал избрать его на должность председателя Петросовета. Именно при Петроградском совете был создан Военно-революционный комитет. И именно на заседании Петросовета Троцкий в 14.35 25 октября объявил о том, что власть в стране перешла в руки Военно-революционного комитета и что «Временное правительство больше не существует». Именно там и тогда Ленин, после того как Троцкий предоставил ему слово («В нашей среде находится Владимир Ильич Ленин, который в силу целого ряда условий не мог до сего времени находиться в нашей среде»), произнес свои знаменитые слова: «Товарищи. Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». С выходом на экраны в конце 1930-х годов фильма «Ленин в Октябре» вся страна увидела и должна была запомнить раз и навсегда, что эти слова Ленинпроизнес на II Съезде Советов, а революция совершилась не благодаря, а вопреки «иудушке» Троцкому. К этому времени в СССР уже уверенно утвердился миф о Ленине и Сталине как единственных лидерах, руководивших всей работой по организации восстания. Затем имя Сталина исчезло из обихода, как исчезли до этого многие имена известных деятелей ленинского круга, оклеветанных и расстрелянных в годы массовых бессудных расправ. Часть из них была позднее реабилитирована, имена некоторых даже вернулись в официальную историю большевистской партии. Только имя Троцкого так и не вернулось. Историческая справка ВМ: Кто на самом деле подготовил Октябрьский переворот? Константин Юон, сам того не подозревая, оставил нам прекрасное указание на подлинных организаторов революции. На ранней версии его картины в президиуме Петросовета, помимо Ленина (1), изображены: (2) Моисей Урицкий. Большевик с 1917 г., тогда же избран членом ЦК РСДРП(б). Председатель Петроградской ЧК. В 1918 г. убит левым эсером; (3) Алексей Рыков. Большевик с 1903 г. После Октября – нарком внутренних дел, председатель ВСНХ. В 1920-е годы – председатель СНК СССР, член Политбюро ЦК партии. Затем – нарком связи. В 1937 г. исключен из партии, в 1938 г. расстрелян. Реабилитирован посмертно; (4) Георгий Ломов (Оппоков). Большевик с 1903 г. Нарком юстиции 1-го Совнаркома. Член ЦК ВКП(б) в 1927–1934 гг. В 1937 г. арестован, расстрелян. Реабилитирован посмертно; (5) Лев Троцкий (Бронштейн). Большевик с 1917 г. Нарком иностранных дел первого советского правительства. В годы Гражданской войны – председатель Реввоенсовета. В 1927 г. исключен из ВКП(б), в 1928 г. выслан из страны, в 1932 г. лишен советского гражданства. Убит в Мексике в 1940 г.; (6) Лев Карахан (Левон Караханян). Большевик с 1917 г. В Совнаркоме – замнаркома иностранных дел, работал полпредом в Польше, Китае и Турции. В 1937 г. отозван в Москву, арестован, расстрелян. Реабилитирован посмертно; (7) Николай Подвойский. С ноября 1917 г. – нарком РСФСР по военным делам, впоследствии руководитель советских ведомств. С 1935 г. персональный пенсионер, скончался в 1948 г.; (8) Владимир Милютин. Большевик с 1916г. В 1917 г. – нарком земледелия. Член ЦК РСДРП(б) в 1917–1918 гг. В 1937 г. арестован и расстрелян по делу «контрреволюционной организации правых». Реабилитирован посмертно; (9) Лев Каменев (Розенфельд). Большевик с 1903 г. В ноябре 1917 г. – председатель ВЦИК, в 1918–1926 гг. – председатель Моссовета, в те же годы член Политбюро ЦК партии. Затем трижды исключался из ВКП(б). Репрессирован в 1936 г., реабилитирован посмертно; (10) Владимир Антонов-Овсеенко. Большевик с 1917 г. После революции – один из организаторов Красной армии. Работал полпредом в ряде стран. Занимал должность главного политического советника во время Гражданской войны в Испании. В 1937 г. отозван в Москву, расстрелян. Реабилитирован посмертно; (11) Феликс Дзержинский. С 1917 г. – председатель ВЧК, затем руководил ГПУ, ОГПУ, наркоматами внутренних дел и путей сообщения. С 1924 г. – председатель ВСНХ СССР. Умер в 1926 г. За помощь в подготовке материала благодарим заведующую архивохранилищем государственных учреждений и общественных организаций России XIX – нач. XX вв. ГА РФ Ларису Крячкову.