Против всяких правил
[b]Она волнуется, как выпускница педвуза перед малоуправляемым классом. Отчасти это волнение продиктовано ролью, отчасти – что актрисе (Нелли Уварова) приходится два часа удерживать внимание зала, пусть маленького, но трудного (тут и Роман Виктюк в первом ряду, и агрессивно-веселые тинейджеры в последнем).[/b]Наверное, похожие чувства испытывает дрессировщик, входя в клетку с тиграми. Тем более что надо не только войти, но и заставить их (зрителей, не тигров) “работать номер”. Например, извлечь из первого ряда мужчину и пойти с ним под венец со всеми надлежащими действиями, включая обмен кольцами и публичный поцелуй.Дело в том, что ей надо прочитать лекцию о правилах поведения в современном обществе. Как выбирать невесту; как учтиво уклониться от женитьбы в случае, если потенциальная невеста не подошла; как распорядиться своей судьбой, если она, наоборот, отказала. Как праздновать золотую свадьбу. Как регистрировать рождение ребенка, как регистрировать рождение мертвого ребенка (следует указать, что смерть предшествовала рождению)…Как только человек пытается упорядочить свое существование на земле, жизнь ломает, словно карточный домик, все его жалкие ограничения, выявляя их абсурдность. По-моему, Жан-Люк Лагарс (очень популярный сейчас в Европе драматург, недавно умерший от СПИДа) написал свои “Правила” и об этом тоже.Они, несомненно, содержат в себе бунтарский дух молодого нонконформиста из строго регламентированного буржуазного общества (по регламенту там должны быть и такие).Свои правила можно написать на любом языке – да хоть бы и на русском, где, например, лицо, потерявшее близкого родственника и получившее за него страховку, называется “выгодоприобретатель”. Бр-р.“Правила поведения” Лагарса – это своего рода гарантированная страховка от подлинных чувств, от сложных парадоксов, от жизни, постоянной только в своей изменчивости. Взамен выгодоприобретатели получают мертвечину условностей, фальшь приличий, четкое расписание своего существования, в котором почти не осталось вкуса жизни. Но в какой-то момент (вот ведь парадокс) сквозь едкий сарказм проступает ностальгия по трогательной теплоте устоев и традиций – всех этих старомодных излишеств, которые придают жизни своеобразное очарование.Молодую актрису Нелли Уварову наверняка брали в труппу на амплуа героини – романтической барышни или там хорошенькой субретки (судя по ее предыдущим ролям в удачном “Фандорине” и провальной “Тени”). В “Правилах поведения” она, быть может, не совсем умело, но решительно с этим амплуа расстается. Ее Лектор (именно так, без определения пола) – существо нелепое, резкое, колючее, ежесекундно отчаянно преодолевающее свой животный страх перед этой маленькой аудиторией и большим миром за ее пределами: тяжелые очки, коричневое глухое платье, многочисленные заколки (чтобы ни один завиток не выбился).Читать лекции о нравах современного общества для нее единственная возможность примерить (пусть и в качестве наглядного пособия) свадебный флердоранж, почувствовать прелесть размеренной, упорядоченной, благополучной хотя бы внешне жизни, в которой принято праздновать, улыбаться, благодарить друг друга, оберегать от унизительных ситуаций – словом, “держать удар”, даже если жизнь не удалась. Нашему обществу, где на торжество часто надевают черное, беспрерывно и со смаком жалуются на неудачи и забывают позвонить родителям, “Правила поведения” интеллигентного бунтаря Жана-Люка Лагарса преподнесут свой урок, на который автор, вероятно, и не рассчитывал.