Патриарх Алексий II освятил в субботу Покровский собор
Патриарх Алексий II освятил в субботу Покровский собор, главный храм Марфо-Мариинской обители, и провел в нем первую за 80 лет литургию. На торжественное событие прибыли полномочный представитель президента РФ по Центральному федеральному округу Георгий Полтавченко, мэр Москвы Юрий Лужков, президент ОАО «РЖД», глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин. Этот храм не бросается в глаза издалека. Редкий гость на страницах путеводителей по нашей столице, он стоит в глубине квартала на Ордынке, за вратами Марфо-Мариинской обители сестер милосердия. Не слишком знаменит Покровский собор, но он – бесценное сокровище русского религиозного искусства, хранитель тайн и преданий отечественной истории. Поэтому второе рождение храма должно служить добрым предзнаменованием для всех москвичей. – Сегодня, – обращаясь к собравшимся, сказал патриарх, – мы совершили здесь чин малого освящения, чтобы в Покровском соборе после многих лет запустения и поругания началась литургическая жизнь. Теперь люди, приходя в эту церковь, будут черпать здесь силы для прохождения духовного пути. А великое освящение сего храма мы совершим летом, когда в обители будут восстановлены практически все исторические постройки. Вокруг идет реставрация всего ансамбля Марфо-Мариинской обители, имеющей статус Патриаршего подворья. Это общежитие сестер милосердия, здание лазарета, аптеки, приюты для девочек, покои основательницы обители – великой княгини Елизаветы Федоровны. Покровский собор был построен архитектором Алексеем Щусевым в 1908–1912 годах в стиле русского модерна и по мотивам древнего новгородско-псковского зодчества. Настенную живопись в соборе выполнили Михаил Нестеров и Павел Корин. Нестеров, можно сказать, сотворил невероятное – в его композициях Христос предстает в окружении богомольцев с типично русской внешностью, и среди белоствольных берез, а не пальм. Но эти «вольности» мастер тактично подчиняет церковным канонам. Молодой в те годы Корин прекрасно расписал нижний храм. Сюжет росписи – «Путь праведников ко Господу». Именно здесь завещала похоронить себя основательница обители. Еще одна особенность Покровского – мастерски выполненная резьба по камню. Это и кресты в нишах, и орнаментальные украшения. Специалист может узнать здесь «почерк» Сергея Коненкова. Сама Елизавета Федоровна, основательница обители, жила храмом и участвовала в его создании. Она душой и умом вникала в эту работу. Сама училась иконописи у Нестерова и Корина, сама вышивала пелены и написала образ Спасителя для врат обители. Эта икона сохранилось, и есть надежда, что ее удастся реставрировать. Она разыскала и пригласила искусного резчика-белокаменщика Никифора Тимонькина. Подбирала для Щусева книги по раннехристианской символике. Один такой раритет по ее просьбе выкупила у антиквара семья известных меценатов, владельцев железных дорог фон Мекк. Интерес архитектора к античности сказался в том, что он построил в храме усыпальницу по образу катакомб на Аппиевой дороге близ Рима – мест захоронений первых христиан. Откроем один секрет рельефных украшений. Над порталом собора различимы изображения самой Елизаветы Федоровны и ее супруга великого князя, генерал-губернатора Москвы Сергея Александровича, убитого террористом в 1905 году. Есть и такое поразительное совпадение. На фасаде Покровского изображен вид Иерусалима. Рельеф сделан в память о посещении Святой Земли великой княгиней в пору ее молодости, но на нем узнаваем купол церкви Марии Магдалины, где Елизавета Федоровна сейчас покоится. Сестры милосердия не перестают надеяться, что с возрождением Марфо-Мариинской обители будет выполнено завещание ее основательницы, желавшей быть похороненной в нижнем храме, и она вернется в Москву, в свою обитель.