Мир игрушки по-прежнему востребован
Рождество, Новый год – как славно, правда? Вы обращали внимание, с каким упоением взрослые солидные дяди и тети под Новый год выбирают в магазинах елочные украшения, игрушки – подарки для себя и любимых чад. Быть может, вечный сказочник Оле Лукойе все-таки еще жив? Ведь мир игрушки по-прежнему востребован. А что такое игрушка как не материализованная сказка? Так или не совсем? И как уживается эта сказка с жестким темпом жизни XXI века? Об этом корреспондент «ВМ» говорил с президентом Национальной ассоциации игрушечников России Антониной ЦИЦУЛИНОЙ. «…с дырочкой в правом боку» – Антонина Викторовна, время нынче чрезвычайно напряженное. Нужно успеть купить подарки всем чадам и домочадцам, друзьям. Игрушки покупают как горячие пирожки. Вот только отечественных кукол, заводных паровозиков и машинок в магазинах днем с огнем не сыщешь. Причем это уже никого и не удивляет: привыкли. А хорошо ли это? Вот вы помните, например, игрушки своего детства? – Как не помнить? Игрушек было немного, но запомнились почему-то не куклы, а маленькая мягкая собака. И я до сих пор люблю таких пушистых собачонок. У меня дома их штук 15. Хотя, конечно, у нас игрушек было гораздо меньше, чем у нынешних ребятишек. Тем более они теперь такие яркие, многокрасочные, и мы к ним тянемся: ведь особенно зимой нам так не хватает солнечного света. Кроме того, «игрушечная» среда позволяет расслабиться, передохнуть, на минуточку выйти из твердых рамок взрослой жизни «на свободу». – Но как вы решились прийти в мир игрушки, коль скоро ее в лексиконе отечественного производителя в 90-х годах ушедшего века не стало в принципе? – Верно, не стало. Почему я пришла в этот мир? У меня родился ребенок, и мне понадобились различные игрушки, программы, стимулирующие развитие маленького человека. Так я и открыла для себя мир игрушек, которые способствуют развитию и обучению детей, и поныне отдаю им предпочтение. Но я не нашла практически ничего из того, что искала. И с такой проблемой, конечно, сталкивалась не только я. Но, знаете, сегодня это еще проблема, а завтра она разрешится и обратится конкурентным преимуществом. Именно Россия станет лидером по производству развивающих образовательных игр и игрушек. «Игрушек у «ребенков» должно быть много» – Как вы полагаете, взрослые – я имею в виду профессионалов – с их вечным недопонимаем детских проблем и предпочтений удовлетворяют потребности современного ребенка в игрушке, которая нужна именно ему? – Конечно, нет. При ассоциации действует детский экспертный клуб и разработана конкурсная программа «Лучшее детям!» В прошлом году проходил первый конкурс, в ходе которого дети выбирали лучшую игрушку и рассуждали, какой она должна быть. Один восьмилетний мальчуган, анализируя потребительские свойства одной из игрушек, с присущей его возрасту непосредственностью заявил: «Это просто издевательство над нами. Мне купили гончарный круг, а там стоит такой элемент питания, на котором этот круг не крутится. Я хотел бы спросить: кто это вообще придумал? Мы с папой всю Москву объездили, пока нашли нормальный механизм с использованием элементарного чипа». Вот так: малыш чипами мыслит, микросхемами, программами, а взрослые ему предлагают какую-то допотопную батарейку. Есть и другой аспект детского выбора. В прошлом году лучшей дети признали, по сути, контрафактную игрушку. Она копировала другую, очень известную и очень дорогую. Эта же была дешевая и не слишком качественная. Мы стали обращать внимание детей на недостатки игрушки. «Ну и что, – сказала пятилетняя девочка, – зато она в три раза дешевле, и мама мне сможет купить еще две другие игрушки. Потому что у ребенков игрушек должно быть много-много». Раньше ребенок начинал осознанно влиять на выбор игрушек с 8 лет, теперь уже 5-летние карапузы знают, что им надо. К сожалению, их выбор зачастую формируется под воздействием рекламы. Если замечательная игрушка не имеет мощной телеподдержки, малыш не всегда в состоянии оценить ее по достоинству. Достаточно активно рекламируются игрушки мировых брендов – тех могучих промышленных гигантов, которые могут себе это позволить. Дети очень подвержены влиянию рекламы – они беззащитны перед ней и поддаются ее воздействию безропотно и беспрекословно. Самые активные потребители игрушек – дети до 3 лет. Крошечному человечку нужно все сразу: и куклы, и машинки, и погремушки. «Мама-а, купи-и». Вообще, конечно, на рынке должны присутствовать любые игрушки. Главное, чтобы были качественными, соответствовали культурологическим требованиям российской социальной среды, и покупатели могли бы их приобрести. Вы знаете, в свое время канцлер Германии Отто фон Бисмарк решил, что его страна должна стать великой морской державой. Тотчас же последовал государственный заказ немецкой промышленности. В результате выпустили громадное количество разноплановых игр по морской тематике. Через15 лет огромное количество молодых людей хотело реализовать свои амбиции в сфере морского дела. Почему бы не последовать примеру этого мудрого государственного деятеля? – А принципиально новые елочные игрушки, на ваш взгляд, появились? – Новый год – праздник особый. Елочная игрушка – это традиция. В индустрии новогодья они сильны как никогда. Классический шар – черный, красный, с бантами – остался и никогда не исчезнет. Во всем мире теперь очень популярны дизайнерские новогодние игрушки и те украшения, которые можно сделать самим. Собрать, раскрасить, доделать. Появляются, правда, элитные елочные игрушки, формируются коллекции. В секс-шопах игрушки не той конструкции – Могли бы вы оценить стоимостную гамму нашего игрушечного рынка? Цены-то ведь в магазинах отнюдь не игрушечные, не правда ли? – Российский рынок игрушек, я имею в виду цивилизованную розницу – магазины и торговые центры оценивается в 1,7 млрд долларов. Он растет на 30 процентов ежегодно. Это рынок номер один по темпам роста в Европе. Не могу сказать, что сегодня российской игрушки на рынке нет в принципе. В Москве отечественные игрушки занимают порядка 10–12 процентов общего объема продаж, в регионах – 20–30 процентов. Игрушечная индустрия страны – это порядка 600 предприятий, 200 из них имеет серьезную производственную базу – фабрику или завод. Ценовая амплитуда огромна. Есть очень дешевые игрушки, и к ним – наибольшие нарекания. – Вы имеете в виду китайский ширпотреб? – Не всегда. Есть и наши дешевые игрушки, а среди них как раз можно найти и качественные. В Москве представлены все игрушки, присутствующие на российском рынке. Средняя цена достаточно качественной игрушки – 300–500 рублей. Это куклы, машинки, различные игры и пр. Самые продаваемые игрушки к празднику? Сложные куклы – двигающиеся, издающие какие-то звуки, за которыми можно ухаживать, навороченные машинки. Какие игрушки не рекомендуется покупать? Если лопатка стоит 35 рублей, наверное, о качестве говорить трудно. Вы будете смеяться, но есть игрушки с половыми признаками. Выясняется, что их покупают папы в... интим-магазинах, а потом решают поделиться с детьми. Есть мягкие игрушки, продающиеся в сувенирных магазинах и не предназначенные для детей, поскольку не проходят сертификации. – Тотчас на ум приходит недавняя история с китайскими игрушками, опасными для здоровья, которые «выслали» из США. А у нас качество игрушек проверяют? – Недавно мы встречались с руководителем Роспотребнадзора Геннадием Онищенко. Ассоциация заключила с этим ведомством соглашение об информационной поддержке. Если экспертиза выявит в игрушках превышение предельно допустимых концентраций каких-то веществ, мы будем их «рекламировать» в СМИ. Конечно, игрушки, завезенные в Россию легально, проходят санитарно-гигиеническую экспертизу. Эксперты проверяют типовую игрушку-образец и получают сертификат качества на 5 лет. Это гарантия производителя. Понятно, что под защитой сертификата могут быть завезены некачественные игрушки. Нас порой упрекают в излишнем внимании к продукции, произведенной в Китае. Но это же понятно: в Поднебесной производят 80 процентов игрушек, выпускаемых на планете. В России порядка 65–68 процентов игрушек – китайские. Но ведь китайцы целенаправленно инвестировали в эту отрасль производства огромные средства. Еще 23 процента рынка занимают игрушки из Дании, Германии, Польши, Белоруссии. В российских крупных сетевых магазинах отечественных игрушек практически нет. Но там продаются экземпляры и по 100 рублей, и по 2500. Торговые гиганты работают с отсрочкой платежа, а наши игрушечники не настолько богаты, чтобы полгода ждать платы за свой товар. Чем крупнее сеть, тем дороже стоит «входной билет» на реализацию здесь своих игрушек. Для сетей игрушки вообще – сопутствующий товар. Наши куклы и игры продаются в небольших специализированных магазинчиках. Другое дело, что иметь в Москве подобный магазин российских игрушек практически нереально. Вот если бы специализированные магазины игрушек вошли в программу развития столичных магазинов шаговой доступности, мы бы получили заметный стимул к развитию. Мы подали соответствующие документы и надеемся, что власти Москвы пойдут нам навстречу. – Вспомним, однако, о новогодье. Скажите, а Крысу – символ года – наши игрушечники не обидели своим вниманием? И конкурируют ли «наши крысы» с их? – Почему, мы тоже с крысой дружим. Например, смоленские коллеги сделали крысу доброй и обаятельной. А вообще я за нормальную конкуренцию. Мы в принципе серьезно нуждаемся в интеллектуальных мировых ресурсах. Главное, чтобы наш потребитель смог купить игрушку. Но! Образ этой крысы должен быть нам понятен. Кстати, многие компании сейчас разрабатывают крыску в России, а шьют ее уже в Китае. Знаете, у них есть такие заводы и такие мастера, до которых нам еще расти и расти. Пока так. Бизнес…