Александр Древин и Надежда Удальцова в Галерее «Дом Нащокина»
Выставка, посвященная семейной паре русских экспрессионистов 20–30-х годов прошлого века, называется «Вопреки эпохе». Она представляет более 60 уникальных работ из частных коллекций, а также полотна из собрания Третьяковской галереи. Творчество Древина и Удальцовой опережало время, являясь новаторством вопреки сложившейся системе и мнению обывателей. Александр Древин – художник, связавший в своем творчестве авангардные тенденции латвийского и русского изобразительного искусства. Его фактурная живопись – результат своеобразной техники. Наряду с кистью художник писал шпателем, ножом, а то и пальцами, ладонью. Так станут работать позже, в 1970-е. В смысле живописности Древин очень многое в русском искусстве второй половины ХХ в. предвосхитил. Недаром его впоследствии называли русским Ван Гогом. В 30-е годы Древин и Удальцова (одна из «амазонок русского авангарда») подвергались резкой критике как формалисты. Работы Древина в конце концов нарекли «антисоветскими происками». В 1938 году его арестовали и казнили за «контрреволюционную деятельность». Удальцова нашла в себе силы, чтобы спасти работы мужа от конфискации, выдав их при обыске за свои. Лишь в 1959 году вдова вместе с сыном Андреем Древиным подготовила для выставки в Риге работы Александра Древина, впервые показанные и увидевшие свет после более чем двадцатилетнего забвения. Сама Удальцова скончалась в Москве в 1961 году.