Какие Святки без праздничных гуляний!

Общество

Вместо головы – козлиная морда, тулуп, вывернутый мехом наверх так, что человека под “одежкой” не видать. Прыткий зверь норовит боднуть девицу с лентами в косе.Юноши в русских рубахах, девушки в платках и сарафанах обступили диковинного зверя.– А ты, хозяйка, дай кусок сала, чтобы коза лучше плясала, – затягивает “песню” ряженый.Сала не нашлось, находчивая хозяйка откупается мармеладом и вафлями.На святочную вечору фольклорного коллектива “Дербеневка” собралось человек 40. Они пришли поколядовать, поплясать, попеть, в народные игры поиграть, а потом и погадать. В общем, все как в старые добрые времена.– Вечора – это праздничные деревенские посиделки, – объясняет Захар Мухин, один из организаторов встречи. – Постное время закончилось, полагалось от души повеселиться. Молодежь откупала у какой-нибудь бабушки избу за яички, колбаску, холст и собиралась. Детей на “взрослые посиделки” не брали, но те все равно умудрялись в окна подсматривать.[b]С прыгучей девкой нацелуешься[/b]– Что молодым интересно было? Пообниматься да поплясать, не переставая играть на гармошке, – рассказывает Григорий. – А где еще девку за руку возьмешь? Или на колени ее посадишь? Только на посиделках. После нескольких вечор друг другу приглянутся, тогда можно и поцеловаться.С женой Григорий как раз на вечоре в “Дербеневке” и познакомился.– Я раньше рок играл, – продолжает гармонист. – Однажды друзья затащили меня на концерт ансамблей “Народный праздник” и “Казачий круг”. Как услышал, с тех пор больше уже ни роком, ни авторской песней заниматься не хотел. Сначала думал: зачем мне пляски? Буду только петь.А потом понял, что нельзя разделить пение, танец, игру в народной культуре.– Давайте в “кобылки” сыграем? – предлагает Захар.Традиционно на вечорах устраивались поцелуйные игры (“кобылки” – из их числа). Вместо лавки сдвинули стулья спинками друг к другу.Молодой человек встает на один стул, держит девушку за руки и помогает ей перепрыгивать через другой. Останавливаться нельзя. Сколько раз проскачет, столько и целуются.– Бери самую красивую, – подсказывают парню, который никак не решается выбрать девицу.– Лучше самую прыгучую. С ней хоть нацелуешься, – советуют другие.После “кобылки” другая игра. Девушки на коленях у юношей. Один парень сидит без пары. В центре ведущий с плеточкой. У каждой девушки – свой номер. Ведущий подходит к парню без пары и хлещет по коленям. Парень выкрикивает номер. Девушка, чей номер назван, бежит к нему на колени, стараясь увернуться от плетки водящего. Опытные девчата оттопыривают сарафан, чтобы не получить по мягкому месту. Со стороны смотрится диковато. Но смех и веселье игроков меняют восприятие.– Он слабо бьет, жалеет, – говорит гармонист. – Нам однажды в экспедиции сказали, что не бывает искусственной игры. Если бьют, так по-настоящему.[b]Не буйствуем – колядуем[/b]После кадрилей и игр девушки уединились на гадания. Незамужние девицы сложили в блюдце колечки. Блюдечко накрыли салфеткой. Под пение приговоров блюдце встряхивали, и чье колечко выпадало, к тому текст приговора и относился.Другой способ погадать на святках – взять лист бумаги, скомкать и положить на котелок. По тени от свечки на стене можно многое узнать.– Я в прошлом году мамонта увидала, – вспоминает Анна. – Что за мамонт, откуда? К чему? А потом в компанию устроилась, где мамонт на логотипе. Вот и не верь после этого.– А в обычной жизни у вас есть место фольклору? – интересуюсь я.– Я пробовала в сарафане на работу ходить, но коллеги не оценили. Дома, в быту – другое дело. У меня половички тканые, вышитые рушники в красном уголке.– Мы на Рождество колядовали, прямо по улицам ходили, – к разговору подключается Захар Мухин. – Нацепили маски свиньи, козы, пели колядки: “Пришла коляда накануне Рождества...” В ГУМе, в вагонах метро, на Красной площади ходили. На Красной площади к нам подошли люди с удостоверениями и сказали: “Здесь нельзя выпивать и буйствовать”. Мы им в ответ говорим, что все трезвые, дескать, не буйствуем – колядуем. Но пришлось все-таки уйти, чтобы в отделение не забрали. И так за два часа мы наколядовали 1300 руб.[b]Кстати[/b]- Строптивым девкам, которые отказывались на вечорах танцевать, на Руси “ставили градусник” – кидали головой в сугроб.Или парни могли сговориться и вообще не приглашать плясать.Чтобы в следующий раз думала, как отказываться.- Когда парень с девушкой начинали на святках встречаться, им в шутку “соединяли дома” дорожкой, выложенной песком, золой, зерном, поленьями или пропаханной плугом.- Парню, которому девушка давала на святках отказ, друзья в шутку привязывали к входной двери головешку.- Обычаем дозволялись святочные бесчинства молодежи. Они могли в шутку подпереть или приморозить дверь, своровать сани и скатить их под гору или докучать хозяевам стуком.[b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[/b]Сегодня читатель этого номера “Вечерки” и главный критик – [b]Вера СТЕПАНЕНКО, депутат Мосгордумы[/b]. Ей и адресованы наши вопросы.[b][i]А вы верите в святочные гадания?[/b]– Я больше верю в знаки судьбы. Они могут частенько появляться в нашей жизни, но мы, к сожалению, не всегда распознаем их или просто не обращаем внимания. Я за гадания с точки зрения развития своей интуиции, как раз чтобы распознавать знаки судьбы. Но и здесь не нужно “зомбировать” себя или программировать будущее.Всегда есть выбор, даже в судьбе.[/i]

Google newsGoogle newsGoogle news