75 лет исполнилось 4 января Зурабу Церетели

Культура

Исполнилось 75 лет народному художнику России, президенту Российской академии художеств неутомимому Зурабу Церетели. Он встретил свой юбилей новыми замыслами, посвященными Москве – городу, в котором живет и творит уже много лет.[i][b]По благословению Патриарха[/b][/i]Всё, что мастер сделал для Москвы не просто перечислить, но сам Зураб Константинович на особое место ставит свою работу в храме Христа Спасителя. Здесь он воссоздавал кресты, врата, люстры, но по признанию самого Церетели, почувствовал себя самым счастливым человеком, когда выиграл конкурс на роспись свода главного купола – на восстановление композиции “Отечество”.Художник вспоминает, как патриарх Алексий II поднимался по лесам без лифта под купол, чтобы убедиться, что новые росписи соответствуют прежним, что работа идет успешно. Общение с патриархом вдохновляло мастера. Несколько лет назад он изваял в бронзе скульптурный портрет Алексия II, который стоит в музейно-выставочном комплексе Академии художеств на Пречистенке.Теперь скульптор планирует поставить памятник Святейшему, отлитый в бронзе, перед часовней на территории нового Центра искусств на Гоголевском бульваре, 10. Заметим, что отсюда совсем недалеко до храма Христа Спасителя, а часовня будет хорошим фоном для памятника патриарху.[i][b]Галереи поколений[/b][/i]Этот Центр искусств, который откроется в ближайшее время, занимает представительный дом с 6-колонным портиком, смотрящий на бульвар, главное сооружение классической городской усадьбы конца ХУШ века. Он всегда был связан с культурной жизнью города, не одно десятилетие в нем находился Союз художников СССР. В ближайшие дни красивое здание вновь откроет свои двери. В нем разместятся выставочные площади Академии художеств и Московского музея современного искусства, что на Петровке, 25.Выставки здесь уже идут, но официальное открытие – впереди. К нему Церетели готовит большую выставку, посвященную Алексию П. Её вернисаж намечен на 25 февраля – день тезоименитства патриарха.Здесь ваятель представит не только скульптурные образы Святейшего, но и свои фотографии, запечатлевшие патриарха на фоне возрождающихся храмов Первопрестольной.Одной из первых крупных выставок нового музейного центра станет большая экспозиция русского авангарда и искусства ХХ века.– Москве нужен не один, а много музеев современного искусства, – сказал корреспонденту “ВМ” Зураб Константинович. – Все мы разные и нужно представлять всех. Нельзя говорить: я – академик, а ты меня слушай. Так учить нельзя, подминая под себя учеников. Мы не должны быть одинаковыми. Мы содружество непохожих друг на друга мастеров. Если кому-то, даже из маститых, твоя работа не понравилась, – это еще не приговор, это одно из мнений.[b]– К такому убеждению вас привел жизненный опыт?[/b]– Конечно. Когда работал над дипломом в Тбилисской академии художеств, я был полон оптимизма, тем более, что мою картину видел Сарьян, моими успехами интересовался Коненков, а они для меня были боги. Но за пару недель до защиты мою работу показали тогдашнему президенту союзной академии Владимиру Серову. Он увидел в ней влияние импрессионизма и снял меня с диплома. Ох, туго тогда пришлось. Помогли друзья-студенты. Приносили хлеб, кильки в томате, а я работал, работал. Убрал из палитры интенсивные краски, взял краски, любимые соцреализмом и написал спортсмена. Меня допустили к экзамену, и я получил 5. Слава Богу, теперь другая эпоха. Мы не обязаны всех любить, но толерантность не позволит убрать с выставки художника только из-за своих пристрастий. Уж в любом случае никого не удастся сослать в запасники на долгие годы.Значит, нам нужны музеи и галереи современного искусства. Каждое поколение приходит с чем-то новым. Поэтому я приветствую такие арт-проекты как “Винзавод” и “Гараж”, поэтому активно участвую в создании нового Центра современного искусства в прекрасном месте на Гоголевском бульваре.[i][b]Парк “Зодчие Москвы”[/i]– Вы участвовали в крупнейших московских проектах. Поклонная гора, храм Спасителя… Поставили памятник основателю МГУ Ивану Шувалову перед новым зданием университетской библиотеки на Воробьевых горах, оформляли станции метро “Парк Победы” и “Трубная”. А что сейчас в ваших планах?[/b]– В Москве работали уникальные архитекторы, а памятников им нет. Обидно, что забыты многие замечательные имена тех, кто строил наш город. Поэтому я и хочу создать парк “Зодчие Москвы”.Эта идея, надо сказать, в духе Церетели. Если решать проблему – то кардинально.Где поставить памятник Федору Шехтелю? Перед его Ярославским вокзалом трудно найти место. В том же положении окажется памятник Алексею Щусеву, который строил вокзал Казанский… Между прочим, у нас до самых недавних дней памятники архитекторам ставили только на кладбищах. Идея парка, предлагаемого Церетели, не только интересна, но и в высшей степени познавательна. Внутри парка будут скульптуры архитекторов, а по его периметру поставят горельефы тех сооружений и ансамблей, которые они создали. Лучшее место для такого парка, считает скульптор, это сквер на улице Казакова, 18–20 при знаменитой усадьбе Разумовского.А в здании самой усадьбы, занимаемой НИИ физкультуры и спорта, президент Академии художеств предлагает разместить музей “Спорт и искусство”. Такого музея пока нет в России.Замыслам Церетели, кажется, может позавидовать любой художник, который на 30–40 лет моложе мастера.Только что Зураб Константинович закончил работу над монументальной композицией “Полтавская битва”. Её он приурочил к 300-летию исторической победы, исполняющемуся летом этого года. Вариант “Полтавской битвы” представлен сейчас в залах Академии художеств на Пречистенке, 19.Еще один впечатляющий проект. Церетели создал галерею скульптурных образов российских царей и князей.Под каждым из 74 правителей на пьедестале есть надпись, что каждая историческая личность сделала для России и своего народа. Можно не сомневаться, что и эти грандиозные работы мастера будут востребованы.[b]Справка “ВМ”[/b][i]Первый в Москве памятник зодчим – Василию Баженову и Матвею Казакову – установлен в возрожденном Музее-заповеднике “Царицыно”. Он оригинален для нашего города, поскольку многоцветный.Уже неоднократно предлагалось установить памятник строителю московского Белого города, фундаменты которого сохранились по трассе Бульварного кольца, зодчему Федору Коню. Но это предложение до сих пор не реализовано.Наконец, накануне Нового, 2009-го, Мосгордума рекомендовала установить памятник знаменитому архитектору-реставратору ХХ века Петру Барановскому в Музее-заповеднике “Коломенское”. Всё это вполне совместимо с идеей парка “Зодчие Москвы”.Будущие поколения должны знать имена великих творцов нашего древнего и современного города.[/i]

Google newsGoogle newsGoogle news