- Город

Третье измерение Ламишинской Мадонны

Солнечную погоду пообещали москвичам в начале рабочей недели

Станцию «Смоленская» закрыли на полтора года

Путин оценил шансы на дружбу между Россией и Украиной

Сергей Собянин рассказал о мерах по предотвращению появления коронавируса

«Польша — бандит, а Россия — милиционер»: Марков объяснил резкое высказывание Дуды

Forbes назвал самую богатую женщину России

Психологи рассказали о требованиях женщин к современным мужчинам

Названы самые желанные подарки к 23 Февраля и 8 Марта

Москва признана самым мужественным городом СНГ

Российские хоккеисты Шестеркин и Бучневич попали в ДТП в США

Роспотребнадзор предупредил о необычном поведении клещей

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Режиссер Владимир Котт: Сейчас идет борьба не за телевидение, а за интернет

Матч детского хоккейного турнира в Тольятти закончился массовой дракой

Третье измерение Ламишинской Мадонны

Чтобы отвадить односельчан от бутылки, подмосковный священник высек православную икону в камне

Испокон века к северу от Шелковой Горы река Истра делала крутой поворот. В те далекие времена, когда Москва превращалась из маленькой деревеньки в мощный стольный град, лес для строительства наши предки сплавляли по Истре. На быстрой излучине связки бревен нещадно бились, друг о друга кололись и ломались что лучины. С тех пор небольшое сельцо, стоящее на высоком берегу, кличут Ламишиным. [b]По воле повитухи[/b] Истоки Ламишина теряются во мгле веков. Судя по всему, оно не намного моложе Москвы. Первое же упоминание о здешнем Казанском храме датируется 1504 годом. Но до прошлого века церкви тут рубили исключительно деревянные. Ставили их на совесть (благо стройматериал под боком): за пять столетий друг друга сменили всего три храма. А чуть больше ста лет назад приход возглавил молодой выпускник семинарии иерей Василий Смоленский. И сразу на его долю выпала задача не из простых. В стране шла интенсивная реформа местных органов власти, и наряду с развитием земского самоуправления предписывалось открыть церковно-приходские школы во всех поселениях, где не было аналогичных светских заведений, но существовали храмы. Легко сказать – “открыть”! Чтобы открыть, надо построить. А где взять деньги? Подсчитав, сколько десятилетий придется ждать, пока необходимую сумму по копеечке соберут прихожане, отец Василий затосковал. Помощь пришла откуда не ждали. Как именно зажиточная москвичка Анна Петрова разузнала о нуждах ламишинцев, доподлинно не известно. Скорее всего, в прислугах у нее состояла здешняя уроженка, поделившаяся с хозяйкой дома вестями из родного села. Как бы там ни было, вскоре Петрова уже передавала ламишинскому священнику требуемую сумму. Дамой Петрова слыла необычной. Будучи вхожа в высшие круги московского общества, она сторонилась светских развлечений, хотя сблизиться с ней стремились многие знатные особы. Почет и уважение Петрова снискала благодаря своему таланту. На Москве она слыла едва ли не лучшей повитухой (впрочем, в те времена уже говорили на иностранный манер – акушерка), и с ее легкой руки на белый свет появилось множество новорожденных Голицыных, Рябушинских, Шереметьевых и тьма-тьмущая младенцев в семьях рангом пониже. Собственных детей Петровой Господь не дал. Овдовев, она враз оказалась собственницей приличного состояния, а богатые клиенты продолжали выстраиваться в очередь. Тогда Петрова решила тратить накопленные деньги на строительство церквей. Возведенные ей храмы до сих пор стоят не только в нашем городе, но и на Афоне. Не успел отец Василий разослать приглашения на торжества по случаю открытия церковно-приходской школы, как его опять срочно вызвали в Москву. Здесь он узнал, что Петрова неожиданно скончалась, а вскрывший завещание душеприказчик огласил волю покойной: 50 тысяч рублей направлялись на возведение нового каменного храма в Ламишине. Церковь освятили в 1905 году. Служить в ней по историческим меркам довелось недолго. Уже в 1918-м первые комсомольцы проявили прыть и добились закрытия храма и роспуска церковной общины под убийственным предлогом: мол, деятельность той мешает привлекать молодежь в ряды Коммунистического Союза. Иерея Василия Смоленского сослали на 3 года под Архангельск, запретив впоследствии служить и жить в столицах. Не исключено, такой мягкий приговор объяснялся тем, что до настоящего террора было еще далеко, а потом батюшка, что называется, не нарывался. “Не выдержал” он уже под конец жизни, в 1941-м. [b]Пособник оккупантов[/b] Оказавшись все на том же западе Подмосковья, в Шаховском районе, на оккупированной территории, отец Василий воспользовался предложением немцев открыть местную церковь и возобновил там богослужения. Быть может, после контрнаступления под Москвой с учетом преклонного возраста “пособника гитлеровцев” советские власти и не расстреляли бы, ведь уже в начале 1942-го кремлевская политика по отношению к Церкви развернулась едва ли не на 180 градусов. Но Василий Смоленский всю жизнь нес на себе ярлык контрреволюционера, и его участь была предрешена. В 1998 году после десятилетий запустений возведенный на деньги Петровой ламишинский храм вернули Церкви. Преемника отца Василия – иерея Николая Ельчева – сразу позвали в один из сельских домов соборовать умиравшую древнюю старуху. На смертном одре та, не сдерживая слез, покаялась, что в далекой молодости оклеветала отца Василия, “навесив” на него контрреволюционную пропаганду среди прихожан. Батюшка отпустил грехи бабульке, и та с миром упокоилась. А в 2000-м году Василия Смоленского Архиерейский Собор Русской православной Церкви прославил в сонме священномучеников. – Восстанавливать храм пришлось едва ли не из руин, – вспоминает отец Николай те годы. – Очень долго здесь располагалась лесопилка со складом, в алтаре размещалась раздевалка и подсобка для рабочих, где они постоянно пьянствовали. Прогнать алкашей с насиженного места, понятное дело, не означало искоренить пьянство. Очень скоро молодой настоятель увидел: и для ламишинцев, и для прихожан из соседнего поселка Истринского гидроузла главная беда – алкоголизм. Не так и страшна нелегкая наша российская жизнь, если бы не почти повальное пристрастие сельчан к бутылке. К старинному богородичному образу “Неупиваемая Чаша”, который местный люд почитал едва ли не сильнее храмовой Казанской иконы, после служб выстраивались огромные очереди. Когда отец Николай стал еженедельно служить пред “Неупиваемой Чашей” вечерню с акафистом, поток страждущих еще больше увеличился. Появились и недовольные: люди стали стекаться на молебен из других сел и деревень и нередко опаздывали, утыкаясь носом в запертые ворота. Тогда священник решил организовать круглосуточный доступ к иконе. Но не будешь же ради этого день и ночь держать дежурных в сельском храме! На улице образ тоже не разместишь: нужна охрана, да и климат у нас не очень-то способствует. И тут отца Николая осенило: образ нужно воплотить в… камне. [b]Гранитная святыня[/b] – Многие поначалу восприняли идею с недоверием: все-таки изваяния святых – традиция скорее западного христианства (хотя в православной церкви они тоже кое-где известны). Трехмерное же изображение Девы Марии “по мотивам” православной иконы вообще, по-моему, не имело прецедента, во всяком случае на канонической территории Русской Православной Церкви, – говорит отец Николай. – Но когда это начинание одобрило священноначалие, я все сомнения отставил и засучил рукава… Увы, наследников Анны Петровой среди современных богачей, особняки которых во множестве разбросаны по берегу Истринского водохранилища, не нашлось. Экономили на всем. За мансуровским гранитом настоятель сам ездил в Петербург. Воплощать в жизнь эскиз, разработанный профессиональным скульптором, пришлось доверить группе иногородних студентов: на оплату труда сложившихся мастеров, пусть даже не экстра-класса, денег не нашлось вовсе. К счастью, молодежь справились. Творческое пожелание, признается священник, у него было только одно: чтобы изваяние максимально дистанцировалось от западных статуй Мадонны, напоминая при этом, напротив, икону-прообраз. Маститые скульпторы, возможно, и увидят в этом исполнении некоторую стилевую эклектичность. Меня же, наоборот, удивило, насколько органично традиционная “Неупиваемая Чаша” приобрела пространственное – третье – измерение. Да простят меня особо упертые ортодоксы, я тут же про себя назвал ее Ламишинской Мадонной. Работа еще не закончена. Под Спасителем, которого Богородица держит на руках – бронзовый объем с барельефами Николая Угодника и Апостолов Петра и Павла. В перспективе – если, конечно, найдутся средства – он превратится в настоящую чашу, из которой в теплое время года будет изливаться святая вода. Но уже сейчас что летом, что зимой перед Ламишинской Мадонной – трогательные букетики цветов. А после каждой церковной службы народ вереницей тянется к своей необычной святыне. – Было дело, мужик, допившийся почти до белой горячки, вскочил среди ночи и, отмотав несколько километров пешком, бросился перед Богородицей на колени и, не вставая с места, молился несколько часов подряд, – рассказывает отец Николай. – Трудно поверить, но после того случая до сих пор не берет в рот ни капли спиртного (хотя и очень просит никому не рассказывать об этом, строго-настрого запретив называть свое имя). Много у нас паломников и из Москвы, специально приезжающих поклониться иконе в камне. Теперь делать это можно круглосуточно: прицерковная территория постоянно открыта для всех желающих. Когда же на улице тепло, мы регулярно служим здесь молебны. Уезжалииз Ламишина мы поздним вечером. Выруливая на сельскую улицу, наша машина пропустила на стоянку возле церкви большой междугородный автобус. Из раскрывшейся двери гурьбой высыпали рыбаки в толстых телогрейках и полушубках, явно намеревающиеся провести уик-энд на льду Истринского водохранилища. Некоторые закурили в сторонке. Большинство же серьезных мужиков, отбросив в сторону стеснительность, направились к гранитной иконе и, встав перед той на колени, чинно по очереди прикладывались к ней. Неужели национальная рыбалка на отдельно взятом водоеме стараниями одного батюшки начинает приобретать новые, доселе не слыханные особенности?! [i]Истринский р-н[/i] [b]Справка “ВМ” Справки о молебнах перед каменным образом Божией Матери[/b] – по тел. [i]8-49631-2-53-28[/i] [b]Расчетный счет прихода Казанской церкви села Ламишино:[/b] 40703810101700141154 в Истринском филиале банка «ОАО Возрождение», к/с 30101810900000000181, БИК 044525181, ИНН 5017032151.

Новости СМИ2

00:00:00

Игорь Воеводин

Благодарность — собачья болезнь

Антон Крылов

Страна, не достигшая дна

Сергей Хвостик

Футбол — не для девочек

Ольга Кузьмина  

Про мужскую логику и женскую любовь

Алиса Янина

Сон или явь: почему россияне не высыпаются

Мехти Мехтиев

Ипотека-2020: жилье станет доступнее

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Как будет судить Христос

Примеры решают верно, а геометрию знают плохо

Химия помогает изучать планеты

Пролетевшая в небе звезда. К 170-летию со дня рождения художника Федора Васильева

Летающие поезда скоро станут реальностью