Музей Андрея Рублёва представляет редчайшие иконы

Культура

В ЦЕНТРАЛЬНОМ музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева впервые представлены уникальные по своему сюжету житийные иконы XIV – начала XX в. Для нынешней экспозиции собраны иконы из закрытых фондов музея, частных коллекций, а также из Музея Невьянской иконы Екатеринбурга и столичного Частного музея русской иконы.Что представляют собой житийные иконы? Это канонический образ святого, окруженный по периметру клеймами, то есть небольшими картинами, иллюстрирующими основные события его жизни. Клейма практически всегда четко отделяются друг от друга, являя собой цельный образ, передающий суть подвига святого. Существование житийной иконы невозможно без литературного текста, лежащего в основе иконографической программы любого повествовательного цикла. Единственная чрезвычайно изысканная невьянская икона посвящена житию святого Харлампия, самого почитаемого святого в старообрядческой среде.Он мужественно претерпевал все мучения, что указывало на его непреклонность в вере, – а это одна из важнейших тем в старообрядчестве. Ведь им приходилось отстаивать свои принципы зачастую ценой собственной жизни. Художнику показалось мало места в клеймах, чтобы рассказать о жизни святого. И он поместил еще одно дополнительное изображение в среднике, что указывает – икона создана в XVIII в.Подробно представлена на выставке воинская тема. Вот икона великомученика Мины, рядом Иван-воин. Тут же икона начала XVIII в. «Чудо Георгия о змие». В ней присутствует то, что свойственно народной иконе, – внутренняя чистота эмоционального восприятия и даже подача самого текста. И своей наивностью она способна растопить даже самое холодное сердце. Пользуясь всегото несколькими цветами, художник сумел создать такую напряженную цветовую гамму – яркую, красочную, – которая великолепно сочетается с наивным характером самого образа.А каково декоративное начало! Хвост дракона завинчен эдакими спиральками, фигурно уложены складочки плаща святого, украшена и белоснежная лошадка Георгия, ее хвостик завязан фигурным узлом, даже горки покрыты купинками фантастических трав, которые мерно разбросаны по всему полотну иконы.Замечательна икона Кирика и Улиты со сценами из жития. На ней традиционная схема житийной иконы (когда в среднике изображается святой, а в клеймах идет «раскадровка» событий его жизни) отходит на второй план. Здесь святые изображаются в каком-то надглубинном пространстве, а сцены их жизни располагаются достаточно свободно на фоне пейзажа. И здесь надо угадывать самому, где начало, а где конец. Такая икона рассчитана на человека достаточно подготовленного, знающего житие святого.А вот у святого Прокопия Устюжского сама икона не сохранилась, только рама с клеймами, чрезвычайно любопытными.Сам Прокопий, сын зажиточного европейского купца, приплыл в Великий Новгород по торговым делам. И настолько поразила его, католика, красота православия, что он решил оставить мирские дела, крестился и принял на себя подвиг юродства. Ушел в Великий Устюг и стал жить на церковной паперти. Смиренно принимал, как и положено юродивому, насмешки, оскорбления, побои. На нескольких клеймах изображены интересные эпизоды жизни Прокопия. Вот он в жуткий холод добрел до нищенской сараюшки, но нищие прогнали его. Тогда пошел он к собакам, но и те не приняли его. И лишь ангел принес ему цветущую ветвь, что означает «путь твой праведный, иди им».Каждому святому «отведена» одна икона. А вот Никол целых четыре. И это не случайно, ведь святой Николай – самый почитаемый Божий заступник на Руси. «Женских» же икон – одна. Зато посвящена она четырем святым: Вере, Надежде, Любви и матери их Софье.Хотя само изображение этой семьи, погибшей мученической смертью за веру, необычно.[b]Выставка будет работать до 31 января 2010 г.[/b]

Google newsYandex newsYandex dzen