«Работать, строить и не ныть!» – девиз Дейнеки
В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ галерее на Крымском Валу открылась самая масштабная выставка одного из столпов соцреализма Александра Дейнеки. Но не хрестоматийного и отретушированного, а почти неизвестного и даже интимного.Более 50 названий «пробовали на зуб» организаторы выставки. Спор разрешил знаменитый плакат «Физкультурница», оформленный художником в 1933 г.:[i]«Работать, строить и не ныть Нам к новой жизни путь указан.Атлетом можешь ты не быть.Но физкультурником – обязан».[/i]– Есть поколение, для которого имя Дейнеки, может быть, значит гораздо меньше, чем для нас или для предыдущих поколений, – сказала куратор проекта Елена Воронович. – И нам хотелось передать какое-то особое эмоциональное состояние самого художника, его жизненную позицию, его нелюбовь к нытикам и ощущение того, что если не жить и не бороться, то ничего не получится. Подобные фразы мы часто встречали в его личной переписке.Поэтому, наверное, название должно было бы понравиться Александру Александровичу.Направленность работ Дейнеки угадывала в нем представителя социалистического реализма (вот они – крупные советские футболисты; широким ступням нежных девушек с Донбасса позавидует любой борец сумо; о мощи и силе военных можно слагать оды). А форма всех творений художника была неожиданной, более продвинутой, прогрессивной для этого направления (в смысле – соцреализма).В жестком ритме построена композиция, расположены цветовые центры, при этом учтен условно-плоскостной характер каждого произведения. Что это, как не законы авангардизма? Естественно, как художник и мужчина Дейнека не мог пройти мимо женского идеала новейшей эпохи.И он создавал порывистых, молодых, излучающих счастье и любовь. Картина «На балконе» с ее невероятной чувственностью и мягким эротизмом вызывала у современников не только досужие домыслы, но и расспросы:– Найти женщину-мечту у Дейнеки? – Игорь Припачкин, директор Курской картинной галереи им. Дейнеки обводит глазами объемный зал выставки. – При всем многообразии такого портрета просто нет. Когда он писал женщин труда, то сознательно отражал достижения нового строя. И равноправия в первую очередь. Но с другой стороны, Дейнека мог взять чрезвычайно объемную фигуру, придать ей такой силуэт, дать какой-то ракурс, абрис, что все волшебным образом менялось. Преображалось.И мы перестаем с вами размышлять о какой-то конкретной женщине, а переходим на уровень абстракции.Думаю, все же как человека, как мужчину Александра Дейнеку привлекали женщины светские. Задорные парижанки в красном «Кафе». Или в черном. Как в таинственной «Ночи». Время стерло их имена. А художник, судя по всему, умел хранить тайны. Единственные инициалы «С. Л. И.» – Серафимы Ивановны Лычевой. А так – сплошь «Женские портреты».