Лето наступит после зимы
Впервые опера на музыку Римского-Корсакова была поставлена на сцене Мариинского театра 120 лет назад, после чего пережила множество постановок. Свою премьеру «Новая опера» посвятила 230-летию Московского английского клуба, члены которого сыграли особую роль в истории «Снегурочки». Так, один из завсегдатаев общества, Савва Мамонтов, поставил ее на сцене Московской русской частной оперы, которая, кстати, давала спектакли в саду «Эрмитаж», где сейчас располагается «Новая опера». Ее нынешний худрук Евгений Колобов тоже состоит в Английском клубе.«Снегурочка» у «Новой оперы» вышла весьма авангардной и в то же время откровенно языческой. Постановщики (режиссер – Валерий Раку, художник по костюмам — Галина Соловьева) сделали драму Островского, так сказать, еще более драматической, расширив ее рамки едва ли не до космических размеров, привнеся в текст новый и, по мнению новооперцев, более созвучный нашему времени смысл.Если у Островского Снегурочка «переходит в иное качество», являясь на землю облачком, дождем или радугой, то «Новая опера» сделала финал куда более зловещим. Вместе с Мизгирем (Сергей Шеремет) дочь Весны и Мороза Снегурочка (Мария Максакова) приносит себя в жертву богу Яриле. Ярило – огромное солнце, то холодное и бледное, то обжигающе пунцовое – становится смысловым стержнем всего спектакля.Снегурочка погибает, опаленная «лучом любви», – его ей дарит, вняв просьбам дочери, мать-Весна. В это же время царь Берендей (Марат Гареев), узнает, что Снегурочка до сих пор не знала страсти, и заключает, что это и есть причина гнева Ярилы-Солнца, неблагосклонного к берендейскому народу уже много лет. Мизгирь вызывается пробудить в Снегурочке любовь, Снегурочка отвечает на его чувства, и вместе они погибают.Смерть становится не трагедией, а инструментом – так сказать, объективной данностью. Что и подтверждают яркие краски, фон всего действия — Масленица, парящие фигуры Весны и Мороза, партии которых поют из оркестровой ямы Маргарита Некрасова и Валерий Гильманов, а на сцене вместо них выступают две «ожившие субстанции» из пластических групп. Народ радуется смерти Снегурочки как последнему штриху зимы, за которым неизбежно наступит Лето и долгожданная милость Ярилы. Этакая оптимистическая трагедия. Золотоголовые служители Ярилы – они же свита Берендея – посланы на землю, чтобы контролировать сохранность тепла в природе и людях.Выглядят они отнюдь не пославянски: это скорее восточные боги, обращенные внутрь себя. У Римского-Корсакова и Островского этих персонажей не было. Вводя их в спектакль, постановщики ссылаются на исторически реальных берендейцев, ушедших в Золотую Орду в XII веке, и на восточные интонации в каватине Берендея: «Мы не сочинили, а открыли новый пласт в этой философской драме».