- Город

Ностальгия по несбыточному

Москвичам напомнили о режиме работы организаций на выходных

В Москве за сутки зафиксировано еще 114 зараженных коронавирусом

Сергей Собянин открыл Некрасовскую линию метро

Врач из Германии о коронавирусе: Немцы на грани выживания, их успокаивают русские

Сотрудник Кремля заболел коронавирусом

Каким будет мировой порядок после коронавируса

Скончался президент Института Пушкина Виталий Костомаров

Вступительные экзамены в российских вузах могут перенести

«Говорили о великом Путине»: как итальянцы отреагировали на помощь России

Космонавт объяснил, как сохранить физическое и психическое здоровье в замкнутом пространстве

Роман Вильфанд рассказал о погоде на весну и лето в России

«Все идет по утвержденному сценарию»: политолог — о наступлении новой мировой войны

«Боже, храни Лукашенко!»: русско-украинская семья сбежала от коронавируса в Минск

Как мировой кризис отразится на жизни простых россиян

Врачи предупредили о новом симптоме коронавируса

Ностальгия по несбыточному

«Мешает жить Париж» в галерее «Ковчег»

НА НЕМЧИНОВА, 12 – экспозиция, посвященная французскому влиянию в русском искусстве. Среди авторов работ – несколько десятков имен.

Это и французы, например, Руссо, Дерен, Вламинк, Марке, Утрилло. И русские художники прошлого и нынешнего веков. В их числе наряду с общепризнанными мэт рами (например, Робертом Фальком, Борисом Григорьевым, Натальей Нестеровой) – мастера, которых широкая публика знает пока не слишком хорошо. Галерея «Ковчег» славится тем, что помогает прозвучать именам как незаслуженно забытым, так и еще не очень известным.

Заглавие выставки настраивает на романтический лад. Но не таков «Ковчег», чтобы показывать Париж глянцевый, Париж из рекламных буклетов. Более того, в каталоге экспозиции удивляют названия, казалось бы, никакого отношения к Франции не имеющие: «Домны в Днепропетровске» Георгия Ряжского, «Дым МОГЭСа» Антонины Софроновой...

Впрочем, при виде этих работ недоумение рассеивается – произведения ясно дают понять: их авторы испытали французское влияние. Софронову, например, уже при жизни именовали русским Марке. В том, что художницу так называли не зря, можно убедиться, самолично сравнив ее работу с полотном Марке, – на выставке они висят рядом.

К сожалению, до Франции эта художница, которую в советские годы обвинили в формализме и низкопоклонстве перед Западом, так и не добралась. Как и ее друг, художник Михаил Соколов, чья судьба сложилась трагически. К нему в полной мере применимы строки из песни барда Юрия Кукина, ставшие эпиграфом выставки: «Ты что, мой друг, свистишь? Мешает жить Париж? Ты посмотри, вокруг тебя тайга». За свое творчество Соколов отбывал срок по 58-й статье в лагере на станции Тайга. Годы, проведенные там, довели до смертельной болезни художника, по отзывам современников, «впитавшего в себя все благородные традиции французских мастеров последнего столетия».

Натюрморт «Битая птица» (написанный Соколовым незадолго перед смертью) в контексте выставки звучит реквиемом по мечте – о свободе, Париже, об утонченно-рафинированной жизни.

Меланхолия, тоска по чему-то несбыточному – пожалуй, преобладающие настроения работ на выставке – как французских, так и русских.

Хотя среди отечественных авторов здесь много и тех, кто в Париже все-таки побывал (и художников начала века, и наших современников). Но даже в их французских пейзажах присутствует ощущение зыбкости происходящего, как будто изображенный город сейчас есть, а через несколько минут рассеется, словно дым.

Таковы, например, акварель Виктории Никоновой из серии «Парижские зарисовки», «Карусель в Тюильри» Ольги Плужниковой-Орловой, «Бульвар Батиньоль. После дождя» Константина Сутягина.

Как будто до сих пор в сознании бывших советских людей живет удивление перед тем, что сейчас можно так вот запросто добраться «в Париж по делу срочно». Хотя ездят художники активно, и на выставки, и в гости к друзьям, и просто путешествовать. Но, видимо, страхи советского периода еще не до конца забыты. Воспоминанием о тех давних временах выглядит работа «Маленькое черное платье» Ирины Затуловской, даром что датируется она 2010 годом. Но как забудешь те 70 лет, в течение которых этот предмет туалета (разумеется, искусно сшитый) был настоящим утешением для модниц, одной из немногих вещей, которые могли и не будучи созданы во Франции, олицетворять собой парижский шик.

Об этой выставке можно было бы еще много рассказывать, но, как говорится, лучше увидеть все самим, хотя бы один раз. Напоследок упомянем лишь о том, что все работы в экспозиции выставлены без этикеток. Так что у посетителей есть возможность проверить свое знание классического и современного искусства.

На ресепшене выдается лишь общий список произведений с указанием авторов в алфавитном порядке. Впрочем, в продаже здесь имеется иллюстрированный каталог выставки – вот с его-то помощью и можно обнаружить, насколько верны оказались собственные догадки, а также восполнить пробелы в знаниях.

[b]Выставка открыта до 3 июля[/b]

Новости СМИ2

Анатолий Горняк

Самоизоляция — штука полезная

Михаил Бударагин

Сидите дома — исполняйте долг

Георгий Бовт

Помощь малому бизнесу: всех не спасти

Александр Лосото 

Заразу-2020 можно победить

Олег Сыров

Готовим дома мульгикапсад: вкусно и по-эстонски медленно

 Александр Хохлов 

Спастись от пандемии, приготовиться к войне

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Зачем Господь взалкал в пустыне?

Стать фармацевтом со школьной скамьи

Полезная неорганика поможет жить до ста лет

Упал — отжался!

Нейрохакинг: тело учит мозг быть здоровым и счастливым