Секреты хлебного бизнеса

Секреты хлебного бизнеса

Hi-Tech

[b]Мудрость народной пословицы “Хлеб — всему голова” даже при продуктовом изобилии сегодняшнего дня оспорить трудно. Цена батона — как показатель барометра, фиксирующего уровень стабильности отечественной экономики. Подорожали мясо, фрукты, проезд в метро — дело привычное. А если в одночасье “подскочит” цена на хлеб, тогда панических настроений не избежать. Хлеб — это святое.Генеральный директор ОАО “Экспохлеб” Виталий Валентинович ИГНАТОВ[/b] знает это наверняка. Известный в Москве хлебозавод № 21 он возглавляет с 1985 года. Доперестроечные, приватизационные и реформаторские веяния вместе с коллективом предприятия были преодолены достойно, без осложнений. Во многом это заслуга незаурядного и опытного руководителя, сумевшего четко организовать производство в новых экономических условиях, создать нормальный климат для работников завода.Сегодня, чтобы производство продолжало процветать, современному руководителю необходимы высокий уровень образования, производственный опыт и, конечно, организаторский талант. Поэтому генеральный директор “Экспохлеба”, бывший выпускник “Московского технологического института пищевой промышленности”, имеет второе высшее, экономическое образование. В. В. Игнатов — автор 48 печатных работ. Знание производства и макроэкономических рычагов расширяет возможности при выборе стратегических направлений в работе предприятия. Ведь сегодня производитель должен сам позаботиться не только о развитии производства, но и о реализации своей продукции.Период жесткого административного управления избавлял предприятия от этой головной боли. А теперь, если бы не номенклатурный ассортиментный перечень, то в больших супермаркетах мы могли бы вообще не увидеть хлеба. Удельный вес в товарообороте среднего магазина хлебная торговля составляет около 0,1%. Неприбыльное это дело — хлебом торговать.Хотя именно предприятия торговли делают основную “накрутку” на хлебобулочные изделия. По подсчетам специалистов, непосредственный производитель имеет с одного изделия 20—30 копеек, а продавец полтора-два рубля.Такая диспропорция ценообразования отражается на потребителе. Десять, пятнадцать рублей за килограмм хлеба — это уже дорого, тем более что его отпускная цена значительно ниже.Производителям жизненно важной, можно сказать, стратегической продукции такая политика тоже в ущерб. Ведь на прибыль 30 копеек с батона особо не разгуляешься. А ведь надо расширять, переоснащать производство, повышать заработную плату. Вкусный запах, витающий над хлебозаводами, всегда возбуждает аппетит и поднимает настроение. Это для потребителей. А для хлебопекарей — это тяжелый, часто ручной труд в цехах горячего производства, ночные смены и скользящие выходные.Облегчить условия труда, максимально механизировать цеха – естественное желание настоящего руководителя. Но в этом году московских производителей коснулось не очень приятное нововведение: отменены льготы на прибыль. Раньше налог с прибыли предприятия шел в столичный бюджет, и городские власти взимали только 20% от общей суммы. Это давало возможность предприятиям закупать новое оборудование, решать важные производственные проблемы.Единый социальный налог тоже восторга не вызывает. По мнению производственников, его введение сдерживает рост заработной платы. Так что проблем хватает, а выход надо искать самостоятельно. Конечно, проще всего поднять отпускную цену хлебобулочных изделий. Однако руководство “Экспохлеба” прекрасно понимает не только важность, но и социальную значимость своей продукции.Нестандартные, смелые, экономически грамотные решения помогают производству не только выживать, но и быть прибыльным. Завод динамично развивается, увеличивая объемы производства на 10—15% в год. Кадровая политика организована так, что ежегодный прирост численности рабочих – около 15%. По итогам прошлого года “Экспохлеб” стал победителем тендера Департамента труда и занятости Москвы, подтвердив большое увеличение численности рабочих мест.Основная задача, которую ставит перед собой коллектив “Экспохлеба”: постепенно совершенствовать производство, наращивать его темпы, сохраняя прежние цены на свою продукцию. Задача нелегкая, но, как показали точные расчеты, реальная.— Мы стараемся снизить издержки и найти внутренние резервы, – рассказывает генеральный директор “Экспохлеба”. — Например, нам совершенно невыгодно заниматься доставкой своих изделий в торговые точки.Для этого приходится содержать целое гаражное хозяйство, штат водителей, бригаду ремонтников, склад горюче-смазочных материалов. Это большие затраты. Наш завод выступил с инициативой усилить позиции “Мосгорхлебтранса”. В связи с новыми тенденциями в экономике это предприятие практически развалилось. Хотя в доперестроечное время было важнейшим звеном в нашей работе. Эта организация отвечала за доставку хлеба во все магазины. Наше дело – выпечка хорошего качественного хлеба, а предприятие централизованной доставки должно позаботиться, как быстро, по четкому графику развести товар в магазины.Кстати, это был положительный момент в работе системы. Все лучшее необходимо восстановить и использовать. Нашу инициативу поддерживают ряд предприятий хлебопекарной промышленности Москвы и Подмосковья. Появилась тенденция на кооперацию этих предприятий. В этом заинтересованы Российский союз пекарей и организующее звено всей хлебной промышленности региона АО “Мосхлеб”.Для более четкой работы отрасли, взаимодействия всех ее звеньев решено создать торговый дом “Московский хлеб”. Новое структурное звено создается с целью обеспечения предприятий хлебопекарной промышленности сырьем, материалами, услугами по перевозке и реализации хлеба. Это будет прозрачная структура, построенная на четких, понятных всем принципах. Планируется, что объединение сможет обслуживать 15—20% общего объема продаж. Если учесть, что ежедневно в нашем регионе продается около 850 тонн хлеба, то это существенные показатели.Наш завод сориентирован на реализацию хлеба для средних и малообеспеченных слоев населения. Значит, мы постоянно должны удерживать цену на хлеб, иначе он будет не по карману большинству наших потребителей. В исходной цене на хлеб 60% — это стоимость муки. Наши специалисты провели маркетинговые исследования и выяснили, что в Ставрополье, Казахстане и на Алтае цена на зерно значительно ниже. Торговый дом “Московский хлеб” будет заниматься поставками качественного и менее дорогого сырья.В. В. Игнатов поделился и другими секретами современного производства. Оказывается, чтобы “держать торговую нишу”, сегодня предприятию необходимо поставлять полный ассортимент продукции. Ведь магазину удобнее работать с партнером, доставляющей все виды хлеба и разнообразную выпечку.А если оборудованиезавода не позволяет выпекать, например, лаваш или черный хлеб? Тогда надо договариваться с заводом, который выпекает такие изделия, и делать ежедневные оптовые закупки. Цена на опт, как известно, ниже, а значит, в целом на потребителе не отражается.“Экспохлеб” не первый год сотрудничает с хлебозаводами №№ 3, 7, 23. А специализированный завод в Подольске выпускает для предприятия бородинский хлеб, технологию которого отработали специалисты “Экспохлеба”. Такое сотрудничество выгодно всем. У заводов, торгующих оптом, нет проблем с реализацией продукции. За счет крупных заказов достигается полная загруженность производства, занятость рабочих, появляются новые рабочие места.Например, положение Мытищинского и Подольского хлебозаводов серьезно улучшилось при сотрудничестве с известным московским предприятием.Руководитель “Экспохлеба” неоднократно награждался администрацией Московской области за вклад в развитие экономики Подмосковья. Благодарности правительства Москвы, почетные знаки и медали, в том числе международные – высокая оценка работы предприятия. В 1990 году ЦК профсоюзов вручил заводу на вечное хранение знамя “Победителю Всесоюзного соцсоревнования”. Теперь это раритет. И еще символ того, как рабочие хлебозавода № 21 сумели овладеть рычагами рыночной экономики, не отрекаясь от своих добрых традиций.Коллектив завода опекает ветеранов близлежащих районов, занимается активной благотворительной деятельностью, помогает детям-инвалидам и психически больным людям. Бесплатная раздача хлеба и материальная поддержка беспомощных людей – это обязательный ритуал заводчан.В. В. Игнатов постоянно встречается с населением, ведь от людей и услышишь, чего они хотят. Теперь просят делать побольше выпечки вкусной и разной. Вот и закупает завод всевозможное повидло, мак, творог, орехи. Главное, чтобы покупатель был доволен.И деликатные переговоры по вопросу ценообразования с работниками торговли ведутся, настойчиво и регулярно. С теми, кто цены не завышает, отношения взаимовыгодные и доверительные. Продавцам тоже важно такого партнера не потерять: свежий хлеб всегда в ассортименте,система заказов и доставки компьютеризирована, все четко и вовремя.Чтобы уже сегодня улучшить техническое оснащение цехов, договорившись со своими зарубежными коллегами, “Экспохлеб” получает необходимое оборудование по лизингу.Постепенно увеличиваются ассортимент и объемы выпускаемой продукции. В планах создание новых линий по производству недорогих и вкусных изделий.А еще заводчане организовали свое агропромышленное производство “Демидово”, доказав всем, что занятие сельским хозяйством может быть полезным и прибыльным. Главное – взяться за дело с умом и любовью.

Google newsGoogle newsGoogle news