Больше чем фотография

Культура

НЫНЕШНИМ жарким летом, когда почти вся культурная жизнь столицы замерла, есть несколько арт-площадок, которым даже зной нипочем. Одна из них – Московский дом фотографии, что на Остоженке. В минувшие выходные тут состоялось открытие сразу двух фотовыставок.Проект «Больше чем мода. Фотографии из коллекции Ф. К. Гундлаха» – классические примеры модной фотографии, формат которых отлично нам знаком по глянцевым журналам. Это взгляд на то, как мода создается сегодня на улицах мегаполисов, и иронические размышления, как мода (хотим мы этого или нет) меняет каждого из нас, проникая в нашу жизнь.Ее создатель – наш коллега, бывший фоторепортер, классик мировой светописи, один из крупнейших коллекционеров и пионеров фотографии моды и стиля в Германии Франц Кристиан Гундлах.В мир моды его ввела, сама того не ведая, известнейшая немецкая кинодива 50-х. Заказ редактора: запечатлеть суперстар в разных нарядах. Тогда еще съемщики писали сюжеты для будущих фотографий и сами подбирали наряды! Но дело того стоило. Итог съемки – полное уважение от главного редактора. И главный вектор жизни самого Франца Кристиана. Потом, с середины 70-х, он стал покупать фотографии. Поначалу неосознанно. Но когда набралось больше трех десятков, понял: надо написать для себя концепцию.Как вам «человек в фотографии»? Емко? То есть звездные снимки и звездные фигуры.На нынешней выставке их сто пятьдесят. С камерами работали: Ричард Аведон, Ги Бурден, Сесил Битон, Ирвинг Пенн, Дэвид Ла-Шапель, Эрвин Блюменфельд, Луиза Даль-Вульф, Уильям Кляйн, Георгий Гойнинген-Гюне. Получается даже не выставка. Целое шоу. Собранные в одном пространстве фотографии начинают вести собственные диалоги. Порой откровенные. Иногда стыдливые. Случаются интригующие. Но мы, зрители, запросто считываем этот «внутренний код». Потому что модный фотограф уловил мироощущение сегодняшнего дня и уже предчувствует завтрашний.А на других этажах совершенно иной роман. А может, повесть. Точнее – «История российской фотографии».В двух частях. «Русское фотографическое общество», просуществовавшее сорок лет, объединило в своих рядах академика К. А Тимирязева, основоположника цвета в русской фотографии С. М Прокудина-Горского, одного из первых фотожурналистов М. П. Дмитриева.Когда члены фотографической гильдии осваивали все премудрости кабинетных портретов, доводя зачастую заказчика до белого каления, сотни тысяч любителей на небольших аппаратах штурмовали иные жанры. Снимали бытовые сцены, натюрморты, пейзажи.Около мягкого ню Юрия Еремина «Вязка снопов» профессиональные съемщики обсуждали между собой тонкости светописи вековой давности: бумага, ракурс, ретушь. Мне, в общем-то, было все равно, что означает их мудреный термин «пикторалист». Хотелось просто смотреть на лик Мадонны, снятый Н. Свищовым-Паолой, рассматривать типы «Грибного рынка» и улыбаться красноречивой мимике мужика «На Трубной» вслед расфуфыренной барыньке. Все давнее, ушедшее. И оттого особенно дорогое.Союз фотохудожников России, родившийся двадцать лет назад, – вторая часть «Истории российской фотографии». На ней запечатлена фотохроника частной жизни нашей страны. В больших и маленьких городах. В лицах родных и близких. Фотолетопись страны продолжается и сегодня.[b]Выставка «Больше чем мода. Фотографии из коллекции Ф. К. Гундлаха» открыта до 28 августа.Выставка «Из российской фотографии» открыта до 4 сентября, Мультимедиа Арт Музей: Остоженка, 16[/b]

Google newsGoogle newsGoogle news