Cергей Никоненко: Я отказался сниматься в порнофильме
ТОЛЬКО что на Канале «Россия-1» завершился показ новой, шестой серии «Каменской». Можно спорить, надоела или нет зрителям Анастасия Павловна с ее обаятельной улыбкой и мужским аналитическим складом ума, но рейтинг сериала опять побил рекорды. Наши зрители любят и хотят «Каменскую». А также ее коллег, в том числе и непосредственного начальника Колобка – Виктора Алексеевича Гордеева, которого играет СЕРГЕЙ НИКОНЕНКО
С этой знаковой роли и начался наш разговор с народным артистом России. [i] [b]Жареный петух[/b][/i][b] – Сергей Петрович, почему ваша «Каменская» так популярна?[/b] – Я как-то задумался над этим. Почему картину бесконечно повторяют? Почему снимаются новые серии? В чем причина успеха? А в том, что взяли именно книги Марининой, которая не описывает, а анализирует жизнь. В результате и сериал стал шире чисто милицейских проблем. Не случайно у нас героиня – аналитик, которую играет замечательная Леночка Яковлева. «Каменская» – это просто про нашу непростую жизнь. Там исследуются истоки преступления – а они иногда социального характера. Там живые люди пытаются бороться со своими пороками – например, с завистью… [b]– А нравится ли вам вообще сегодняшнее телевидение?[/b] – Нет. Абсолютно. У нас засилье насилия, жестокости, садизма и прочих мерзопакостных глупостей зачастую сексуального характера. И все это навязывается нам в качестве ежедневного блюда. На телевидении совершенно не следуют святому завету Александра Сергеевича Пушкина, который заповедовал: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…» А наше телевидение пробуждает в основном чувства жестокие и низменные. Так будет и дальше, пока жареный петух основательно не клюнет. Хотя уже сигналы есть. Манежная площадь – это разве не серьезный сигнал? А реальный случай, когда сын убивает родителей? Откуда это взялось? Из природы, которой заложено в генах у детей любить родителей? Нет, из телевизора, играющего пока очень сомнительную роль. [b]– Но ведь есть исключения?[/b] – Может, и есть. Я не так часто смотрю ТВ, но… Когда включаю и вижу снова человека, у которого в руках по пистолету, а ногой он бьет в челюсть… Я переключаю на другой канал – а там то же самое, только в другом направлении. Все орут, все время кровь и стрелялки-догонялки. Во имя чего? [b]– Актеру полезно сниматься в сериалах?[/b] – Лично я большого вреда не вижу. Я вот снимался в сериале из 350 серий «Любовь как любовь» полтора года. Там просто конвейер художественной продукции, иначе не назовешь, все расписано по минутам… Мне давали в день до 40 страниц печатного текста диалогов. Была опасность просто стать диктором, а не актером… Ведь наша задача не только слова произносить, а жить на экране. А слова – это небольшое приспособление… Играется не текст, а отношения. [b]– Вы так и играли своего Платона?[/b] – Да, и меня пожилые женщины из разных городов очень полюбили в этой картине. Особенно в Мурманске, помню, одна старушка все уговаривала пойти к ней домой. Говорит: «Сердце у тебя больное, я тебя полечу, Платон», – она меня так по имени и называла. [i][b]Пусть орут[/b][/i] [b]– А какие передачи и ведущие вам больше по душе?[/b] – Я очень люблю передачи о животных. Вот на Animal Planet – там ведущие не мешают. Когда одни звери на экране – это так хорошо. Получаю такое удовольствие! А кстати, хороших ведущих становится все меньше. Это раньше телевидение было еще средством образования, там рассказывали о музыке, живописи. Мне не хватает на нашем телевидении именно образовательных передач. И не только для детей. А их надо учить так, как учил Онегина гениальный воспитатель: «Monsieur L'Abbe, француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя». Все уже придумано, надо просто учиться у классиков. А сейчас у нас на ТВ сплошной ор. Вот передача «Пусть говорят» – я ее называю «Пусть орут». Там все время орут. Я не хочу при этом присутствовать. На чей вкус это рассчитано? [b]– А что бы вы сами сняли для телевидения?[/b] – А я уже снял – 16-серийную картину «Аннушка» – по заказу Первого канала, который ее приобрел, но так и не показал. В 2009 году здесь, в Ялте, она получила один из призов. Это настоящая мелодрама. Там звучат песни на стихи Рубцова, Евтушенко, Резника. Музыка Евгения Крылатова. Играют очень талантливые молодые актеры. И звучит всего один выстрел – и то в 16-й серии. И что? Так и живет моя «Аннушка» «на полке». [i][b]История на 10 тысяч[/b][/i][b] – А вы часто отказываетесь от ролей?[/b] – Бывает. В шальные 90-е годы мне даже предлагали сниматься в порнофильме. Приходили идиоты – такие довольно массивные бочкообразные ребятки. Положили на стол 10 тысяч баксов… Сказали, что это только аванс. [b]– Реальное искушение?[/b] – Ну да. Говорят: вот подписывай договор – и в кадр. Я спрашиваю: а сценарий-то у вас есть? Мне любопытно. Дали, на десяти страницах. Там… даже рассказывать противно. Мой герой еще и педофил… Ну как я мог сняться в таком кино? Говорю: ребята, по-моему, вы не по адресу… [b]– А сейчас поступают «неприличные» предложения?[/b] – Недавно отказался от фильма о нашей истории. В нем какое-то нехорошее отношение к старшему поколению, к ветеранам войны, к тем, кого все меньше в живых. Мне странно: вдруг молодежь предъявляет счет к поколению, которое выиграло войну! Мало того что выиграло – еще и из руин подняло страну… Мы оказались первыми и в космосе – это тоже все неслучайно. Как это можно забыть? [i][b]Театральный роман[/b][/i][b] – Вы часто выступаете в антрепризе. У нее больше плюсов или минусов?[/b] – По крайней мере это очень честное предприятие… Придет зритель – тогда вы живете. Не приходит – вы не живете. Дотаций ни от кого не получаете, а еще и платите за аренду помещения. Я участвую только в тех спектаклях, которые пробуждают «чувства добрые». [b]– Какие театры вам по душе?[/b] – В Театре Вахтангова недавно смотрел очень живой спектакль «Мадемуазель Нитуш» в постановке Владимира Иванова, очень интересного режиссера и педагога. А лучший «Вишневый сад» для меня – а я их видел много – это постановка 50-х годов Охлопкова. Это было очень похоже на комедию – ведь в пьесе много смешных персонажей – не только Епиходов, но и Шарлотта, и Симеонов-Пищик. Там играла еще великая, легендарная Бабанова. [b]– А правда, что в институте вы играли Гамлета?[/b] – Да, в дипломном спектакле. Это была моя мечта – я знал, что окончу институт, и больше мне Гамлета не видать как своих ушей. Хоть здесь… Эту курсовую работу потом вынесли на диплом мои мастера – Герасимов и Макарова. [b]– Кого бы вы ни за что не согласились сыграть?[/b] – Табу есть. Никогда бы не играл то, что неорганично человеческой природе – извращенцев, педофилов, представителей секс-меньшинства, которое все прибывает. Я мужик нормальной ориентации… [i][b]Чужое кино[/b][/i] [b]– А вы смотрите современное российское кино? Как относитесь к его «новой волне»?[/b] – Трудно… Придется признать, что я стал старьем. Пока что для себя ничего интересного не нашел. Чтобы увлекло, чтобы я сопереживал, соучаствовал… Я смотрел и «Край», и «Овсянки», и «Как я провел этим летом». Не только не произвели впечатления – даже отторжение появилось. Это не мое кино, я не хочу его. [b]– А Гордон берет эти фильмы в «Закрытый показ».[/b] – И Гордон сам мне очень не нравится. [b]– Почему?[/b] – Не знаю. Антипатичен – и все. Я бы не хотел с ним оказаться в поезде в одном купе. Очень чувствуется, как он себя обожает, сильно любит. У меня другие примеры в жизни. Масштабные личности, которых я встречал, все отличались большой самоиронией по отношению к самому себе. Например Шукшин. Или гениальный футболист Стрельцов. [i][b]Королевские игры[/b][/i][b] – Основная проблема российского кино?[/b] – Конечно, материальная. Мне бы хотелось, чтобы государство обратило внимание на детскую кинопродукцию, чтобы возродилась Киностудия имени Горького, чтобы там выпускалось хотя бы две картины в год… И чтобы Ялтинская киностудия стала опять ее филиалом… [b]– И чтобы Крым снова стал русским?[/b] – Не надо! Хотя… эту ошибку Хрущева, его волюнтаризм можно было бы исправить. Понимаете, это королевские дела. Я могу привести другой пример. Как-то Хрущев поехал к английской королеве Елизавете II и подарил ей драгоценное колье из Кремля. Она долго не принимала – не могла равноценным отплатить – например бриллиантами Кромвеля. Хрущев надулся: ты, королева, не можешь, а я, шахтер, могу! А когда 13 октября 1964 года Хрущева сняли, то 14 октября королева Елизавета вернула это колье. Как настоящая королева, она понимала, что его не вразумишь, но настоящий обладатель национальной ценности – народ России. [i][b]Несказанное…[/b][/i][b] – Откуда такая страсть к творчеству Есенина?[/b] – Это любовь. Она и перешла в страсть. после картины, где я сыграл Есенина. Тогда я погрузился в мир его жизни. Я покупал у букинистов книжки о его окружении, друзьях и недругах, женщинах, которые его любили. Это такая короткая молниеносная жизнь! Десять лет творчества – с 1915 по 1925 год. Говорят: он алкоголик, хулиган, бабник. А он издал 31 книжку! И такие россыпи бриллиантов… Ничего более русского земля наша не рожала. Все его творчество выросло из сказок, былин, песен, которые пела ему мать… У меня в Есенинском культурном центре в экспозиции представлено 26 его книжек – прижизненных изданий. [b]– Говорят, с этой квартирой у вас случилась мистическая история?[/b] – В доме 44 по переулку Сивцев Вражек я прожил 70 лет, никогда не менял прописки. Когда в начале 90-х годов мы хотели поставить фильм о Есенине, перелопатили много материала. В своих воспоминаниях Изряднова описывает свой путь – она как будто бы идет ко мне домой. И я с трудом пробился в ДЭЗ, где хранятся домовые книги, навел там порядок, вытер пыль и паутину и стал листать эти книги. И нашел, что в моем доме, только в другой квартире – № 14 – проживали жена Есенина, Анна Изряднова, сын Есенина, Георгий, впоследствии репрессированный и расстрелянный в возрасте 22 лет, и даже его мать, Татьяна Федоровна, была там временно прописана зимой 1938/39 годов. Эту квартиру, бывшую коммуналку, я отремонтировал и устроил там частный музей. Специальная комиссия ее обследовала и пришла к выводу, что она действительно является новым выявленным памятником истории и литературы. [b]– И туда можно прийти на экскурсию?[/b] – Можно. [b]– А есть там личные вещи поэта?[/b] – Есть. У меня более двух тысяч единиц хранения – от личных вещей до прижизненных изданий, живописных и скульптурных портретов… [b]Справка «ВМ» 5 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ СЕРГЕЯ НИКОНЕНКО:[/b] [i]«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977) «Инспектор ГАИ» (1982) «Парад планет» (1984) «Зимний вечер в Гаграх» (1985) «Завтра была война» (1987)[/i]