Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Шелковый камзол с плеча императора

Общество
Шелковый камзол с плеча императора
Художник-реставратор Центра имени Грабаря Варвара Бусова буквально по лоскуткам собирает и укрепляет этот царский подарок Вологодскому архиепископу Гавриилу / Фото: Сергей Шахиджанян,«Вечерняя Москва»
Уникальный предмет, с которым придется работать реставраторам Центра имени Грабаря, — камзол из китайского шелка с плеча Петра I, пожалованный им за особые заслуги Вологодскому архиепископу Гавриилу в 1702 году. Вещь во многом утратила свой первоначальный облик. Корреспондент «ВМ» выяснил, как будет восстанавливаться раритет.

Дар этот Вологодскому архиепископу Гавриилу Петр I сделал в свой последний, четвертый, приезд в Вологду — было это в 1702 году.

Расположение самодержца архиепископ заслужил за то, что по распоряжению царя собрал медь для отливки пушек. Вологодский архиепископ настолько дорожил царским подарком, что попросил похоронить себя в нем. Что и было сделано в 1707 году.

Более чем через двести лет, в 1924 году, останки архиепископа Гавриила были извлечены из склепа в Вологодском Софийском соборе, а камзол Петра отправили в музей.

— Камзол с воротником-стойкой сшит из натурального китайского шелка, имеет шелковую же подкладку, — рассказывает художник-реставратор мастерской реставрации кожи и археологического текстиля Варвара Бусова. — Застегивался он на 28 круглых бомбонов-пуговиц черного цвета. На подкладке еле заметен узор. Скорее всего, это была повседневная одежда Петра I, который не любил излишеств и не был щеголем.

Камзол, поступивший на реставрацию, был в крайне плачевном состоянии. Конечно, его прежде чистили, но только при помощи щетки.

— Мы до сих пор опасаемся за его сохранность, — говорит реставратор. — Но натуральный шелк — стойкая ткань. Когда мы ее почистим специальными средствами, она обретет первоначальный блеск, а практически утерянные за века фрагменты камзола покроем бесцветной газовой тканью, закрепив ее специальным клеем.

Затем реставраторы подберут нити нужного оттенка и миллиметр за миллиметром будут восстанавливать царский подарок.

— Но, к сожалению, полностью восстановить камзол не удастся, — подытоживает Варвара Бусова.

В Центре имени Грабаря работают с самыми разными предметами, имеющими историческую и художественную ценность.

В мастерских реставрируются иконы, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства.

Так, в сентябре сотрудники Центра приступили к реставрации азбуки, по которой с XVII века учились царские дети. Кроме собственно азбуки, в ней содержатся различные поучения и наставления. Раритет долго находился на хранении в библиотеке Российской академии наук, и, как сказала заведующая мастерской графики редкой книги и документов на бумаге Центра имени Грабаря Юлия Савкова, «с ней ознакомились только восемь человек».

Каждый год в центр реставрации поступают все новые предметы из самых разных музеев страны. Сейчас заканчиваются работы по восстановлению чемодана Сергея Есенина.

— Этот кожаный чемоданчик использовался поэтом скорее как портфель, — описывает экспонат заместитель генерального директора по научной работе Ольга Темерина. — Он сделан в Англии в начале ХХ века, внутри оклеен картоном, тисненным «под кожу». Но, к сожалению, многие швы перешиты грубыми, хотя и очень прочными нитями. Известно, что после смерти поэта чемодан активно использовался его родственниками, потому так кустарно и некрасиво переделан.

Каждый раз перед реставраторами встает сложная задача: постараться сохранить первоначальный облик вещи. Старинные технологии бывают безвозвратно утрачены, а потому художник-реставратор Варвара Бусова каждый раз изучает предмет, с которым ей предстоит работать.

— Мы должны не делать вещь заново, — говорит Варвара, — а по максимуму стараться ее сохранить. Так и в случае с камзолом — подарком Петра I. У этого предмета непростая история, но, увы, мы не можем воссоздать его целиком. Это будет уже совсем другая вещь...

Каждая операция, будь то чистка или укрепление ткани, реставраторами всегда обсуждается коллегиально, и только затем принимается решение.

— Современные технологии дают нам возможность если не восстановить вещь, буквально по лоскуткам, то очень хорошо ее укрепить, — говорит Варвара Бусова.  

СПРАВКА  

Мастерская по реставрации кожи и текстиля в Центре имени Грабаря была создана в 1919 году. За все эти годы накоплен большой опыт работы по восстановлению самых разнообразных тканей. Известно, что в мастерской трудились бывшие послушницы закрытого после революции Вознесенского монастыря в Кремле.

В 1934 году мастерские были закрыты, а заработали вновь лишь в 1958 году.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.