Слоны попали под раздачу
[b]Лучшим фильмом года киноведы назвали самую жестокую и скандальную картину.«Белый слон» – совсем не мягкий и пушистый персонаж. Скорее, наоборот – упрямый и взбрыкивающий – что и было доказано на юбилейной церемонии вручения Национальной премии кинокритики и кинопрессы в Доме кино.[/b] Не зря же надувные бивни от экрана грозно целились прямо в зал – креативная задумка режиссера Нурбека Эргена и художника Рашита Сафиуллина. Растянувшаяся на два с половиной часа церемония «раздачи слонов» началась в доброжелательной атмосфере. Зал охотно прощал проколы вроде жутких микрофонов, неровностей пола, о которые то и дело девушки ломали каблуки, наконец, темного экрана вместо очередного ролика. И благосклонно внимал стихам Дмитрия Быкова о «понизовой вольнице», а также «реверансам» Ларисы Малюковой – ведущих церемонии. Матизен нынче с помощью компьютера сочинил из названий номинантов затейливую фразу, которая начиналась так: «Жизнь других – это простые вещи…» Конец ее терялся за горизонтами здравого смысла. Сначала раздали почетных слонов. Директор Музея кино Наум Клейман наградил специальной премией имени М.Черненко историка кино Владимира Дмитриева, припомнив его в трогательном образе мальчика, грызущего резинового слоника. «Слоник был пластмассовый», - обиделся Дмитриев. Но приз – стеклянного слона – все-таки принял.Эксцентричный аниматор Иван Максимов в цилиндре и шелковом кашне наградил Зою Кирееву за «Девочку-дуру». А вот Сергей Гармаш признался, что его любимый канал – «24 doc». И отдал приз Павлу Костомарову за документальную ленту «Мать», которую тот сделал вместе с Антуаном Коттином. У последнего, кстати, недавно родилась дочка Варвара – так что будет, во что играть ребенку, нашелся Павел.Имениннику Владимиру Дашкевичу подарили букет пунцовых цветов – он их переадресовал своей супруге Ольге, с которой живет уже 42 года. Оксана Фандера призналась, что у нее на полке стоит всего один зарубежный фильм и она болеет именно за него. И очень обрадовалась, когда «4 месяца, 3 недели. 2 дня» Кристиана Мунджу победили, опередив, и «Вавилон», и «Жизнь других». В номинации «Лучшая музыка к фильму» «слон» достался дуэту Андрей Дергачев - Арво Пярт, («Изгнание»). Кстати, этот фильм победил еще в одной номинации – Михаил Кричман признан лучшим оператором.Как всегда вызвал шквал эмоций Виктор Сухоруков в светленьком костюмчике с детской непосредственностью заявивший: «Чтобы хорошо выглядеть – надо много аплодировать». Таким хитрым способом он заставил зал хлопать победителю среди сценаристов – Александру Миндадзе, снявшему странную картину об авиакатастрофе «Отрыв» - новое слово в нашем кино. А чуть позже Миндадзе получил еще одного слона – за лучший дебют, обогнав талантливую молодежь – Марину Любакову с ее бескомпромиссной «Жестокостью» и Алексея Мизгирева с его нелицеприятным «Кремнем».Перед тем как перейти к «актерскому ряду», вспомнили об Александре Абдулове. Многие ожидали, что его второстепенная роль в «Артистке» будет отмечена призом. Напрасно. Александр Велединский вручил под бешеные аплодисменты и сверканье блицев приз живой легенде нашего кино и театра – Леониду Броневому, ярко сыгравшему в «Простых вещах». Причем сам артист со сцены сказал, что более справедливо было бы дать этот приз посмертно Абдулову. И добавил:- Я не очень-то жалую критиков. А они меня - в течение 60 лет. Самое лучшее – если они долбанут тебя по голове. Самое худшее – когда замалчивают, как будто тебя вообще нет в фильме или спектакле. Это удар ниже пояса в спорте. Так что с одной стороны я очень благодарен. С другой – приятно удивлен.Кстати, его партнеру по фильму Сергею Пускепалису достался приз за лучшую главную мужскую роль. А среди актрис «слона» получила Галина Вишневская за «Александру». Правда, она не приехала в Дом кино – как и еще шесть победителей. А с экрана загадочно сообщила, что очень счастлива. Критики пообещали заехать в Центр оперного искусства и все-таки вручить певице награду. Потом Вика Толстоганова в ярком зелено-желтом платье призналась, что завидует режиссерам и очень их любит. «Это самые несчастные и самые счастливые люди.» И приготовила очередного «слона» для Киры Муратовой - победительницы в номинации «Лучший режиссер». Как вы уже догадались, знаменитой одесситки в зале не оказалось. Приз получал продюсер, который постеснялся сказать, сколько копий было напечатано. Словом, это кино совсем не для всех – не зря же на «Кинотавре» во время просмотра из зала спасались бегством даже опытнее кинобойцы.Наконец на сцену вышла сладкая парочка Сергей Лазарук и Алена Бабенко. Последняя вдруг ощутила себя Эдит Пиаф и спела что-то очень драматично-французское. А затем объявила главный демарш критиков – «Груз 200» Балабанова. Лучший фильм года. Скандальный, спорный, полемичный. Половина зала зааплодировала, половина переглядывалась, бормоча что-то о питерской мафии. Никто не свистел – что выглядело даже удручающе.Награду опять-таки получал не счастливый Балабанов а его и.о. Сельянов, который поведал, что режиссер сейчас в Ярославской области - ищет натуру для «Морфия» по Булгакову. После чего призеры стали фотографироваться и понемногу направлять свои стопы в сторону фуршета. Там под водочку очень кстати пошли речи о «союзе нерушимом», вечной дружбе и взаимной гениальности. Впрочем, расслабляться не стоит: слоны ведь животные в основном дикие и коварные. Сами ходят стадом, а стадность не любят. И поощряют не мейнстрим, а «прорыв», новый киноязык, даже экстравагантность. Так что, художник, бди: дружба дружбой, а бивни врозь.