Законопроект «Об опеке и попечительстве» поправят

Законопроект «Об опеке и попечительстве» поправят

Общество

В феврале в Госдуме должно состояться второе чтение законопроекта «Об опеке и попечительстве». Правозащитники беспокоятся. По их мнению, документ уделяет слишком большое значение пресловутым «чиновникам-администраторам» и недооценивает роль педагогов. Их настораживает такой пункт законопроекта: «Осуществление полномочий органа опеки и попечительства гражданами, не являющимися работниками органа опеки и попечительства, а также юридическими лицами не допускается». Что все это значит? И с родным-то ребенком бывает нелегко справиться. А тут детдомовец – человечек маленький, но с большим и тяжелым прошлым, а зачастую еще и с плохой наследственностью. Думаешь, что привел в дом ангелочка, а он оказывается чертенком – не слушается, дерется, бьется головой о стену. «Боже, зачем мы его взяли! – пугаются новые родители. – Вернуть его надо в детдом, пока не поздно – пускай там с ним мучаются». Через такие сомнения проходит любая «замещающая» семья. И очень многие не выдерживают испытания. – Представляете, какую травму получает ребенок, если такое происходит? – говорит Ольга Терешина, пресс-секретарь Московского центра патронатного воспитания «Детский дом № 19». – Он чувствует себя преданным. Ведь государство оставляет патронатные семьи на произвол судьбы. А если бы приемные родители могли вовремя получать профессиональные психологические консультации, было бы меньше случаев «разусыновления». Нужен единый процесс ведения ребенка. Чтобы за его судьбой следили не только чиновники-администраторы, но и специалисты – психологи и социальные работники. – Давайте сравним со школой, – продолжает Светлана Пронина, куратор проектов региональной общественной организации «Право ребенка», эксперт Комиссии по вопросам социального развития Общественной палаты РФ. – Учителя не являются работниками органов управления образованием, а полномочия свои осуществляют. Конечно, остаются вопросы, которые решает не учитель и не директор, а комитет по образованию – например, о переводе ученика в другую школу, об исключении и др. В деле опеки и попечительства такие «правоустанавливающие» функции должны, разумеется, оставаться за администраторами. Но оказывать новым родителям психологическую помощь, помогать в подборе семей вполне могли бы и общественные некоммерческие организации. В этой сфере монополия государства совсем не обязательна. Специалисты видят в роли такой «школы» для новых семей специальные учреждения по опеке и попечительству с консультантами: психологами, логопедами, социальными работниками. «Это не потребует больших бюджетных затрат», – уверяют они. В некоторых областях такие службы созданы на базе опустевших детдомов, дети из которых розданы в патронатные семьи. Кстати, правозащитники и педагоги опасаются, что новый закон фактически упразднит эту форму воспитания детей. Как стало известно «ВМ», против патроната настроена одна из инициаторов законопроекта Екатерина Лахова. Она считает, что патронат противоречит Семейному и Гражданскому кодексам. Непонятно, кто несет за него ответственность: детдом, в котором числится такой ребенок, или семья, где он фактически проживает. Законопроект сводит патронат к «опеке по договору», в то время как опека – это совсем другая форма устройства. При опеке законным представителем ребенка является только опекун, а при патронате полномочия делятся между новой семьей и сопровождающей службой. – Патронат, в отличие от усыновления и опеки, не оставляет семью один на один с проблемами приемыша, – уверена Светлана Пронина. – Даже если детдомовец бывает в новой семье только на каникулах, это очень помогает его социализации. Министерство образования предложило свои поправки к законопроекту «Об опеке и попечительстве», и правозащитники надеются, что Госдума успеет к ним прислушаться.

Google newsYandex newsYandex dzen