В ЦВЗ «Манеж» - фотографии Юрия Рыбачинского

В ЦВЗ "Манеж" - фотографии Юрия Рыбачинского

Культура

Ретроспективу отечественного мэтра представляет Московский дом фотографии. На выставке – работы Рыбчинского 70–90-х годов, фотохроники, в которых отразилась непарадная сторона советской и перестроечной действительности… Какому фотографу из официальных изданий пришло бы в голову в середине 80-х запечатлеть сюжет «пьяные упали»? Да еще сделать это чуть смещенной камерой, которая, кажется, подстраивается под своих «героев»? Яснее ясного, что подобным снимкам и фотографам в советских изданиях было не место. Так что легко понять, почему Рыбчинский в свое время «вылетел» из журнала «Советский Союз». Но прежде проработал там 13 лет. Сначала – литсотрудником. А потом пристрастился к фотографии. Ведь с точки зрения фотоснимков «Советский Союз» был одним из лучших изданий в стране. А у его сотрудников был доступ к фотожурналам буржуазных стран, недоступным для рядовых советских граждан. Так что увлечение Рыбчинского можно понять. Интересно другое. Вновь испеченный фотограф горел желанием запечатлеть все, что видел вокруг – для истории. Цензура же диктовала, что фотохроника должна быть неомраченной «теневыми» сторонами окружающей действительности. И неважно, чего вокруг больше – тени или света. Рыбчинский, не сумевший с этим смириться, в журнале стал не ко двору. И повторил путь многих советских диссидентов, устроившись работать в котельную. При этом в свободное время фотографировал. Использовал старые журналистские связи, чтобы пробраться с камерой в руках в места, куда запрещен вход посторонним. Например, в исправительную колонию. И вскоре познакомился с другими такими же как он «независимыми» фотографами, чьи работы ложились в стол, не оставляя авторам никакой надежды быть опубликованными. Это были Александр Слюсарев, Эдуард Гладков, Борис Савельев. А потом наступила перестройка, и «отверженные» фотографы превратились в культовых. Их работы были извлечены на свет божий и хорошо оценены. А сами авторы то и дело отправлялись с выставками за рубеж. В начале 90-х Рыбчинский все еще фотографировал, а потом переключился на другое общественно значимое занятие. Дело в том, что в то время в Москве не было Музея фотографии. И он вместе с фотографом Эдуардом Гладковым создают негосударственный фонд «Музей фотографических коллекций». Одними из первых начинают целенаправленную работу по сбору, хранению и пропаганде отечественной фотографии. Свое собрание они в течение нескольких лет демонстрировали на серии выставок «От Родченко до наших дней». А в 2006 году около 2000 фотографий из своей коллекции передали в дар МДФ. Фотографии Рыбчинского в Манеже остры, ироничны, по-своему горьки. На них – и Череповецкий вытрезвитель, напоминающий трущобу, с полуобнаженной женщиной и разгульного вида милиционером. Парнишки из исправительной колонии на фоне душераздирающего плаката: «Воспитанник! Проверь! Готов ли ты к жизни на свободе?» И «караоке по-советски» в парке «Сокольники», где женщина на сцене держит плакат со словами «Какая песня без баяна?» Честно говоря, эти снимки не вызывают ностальгии по тем временам, когда они были сделаны. Есть и изображения знаменитостей. Владимир Высоцкий в больнице. Совсем еще молодой Владимир Сорокин, выглядывающий откуда-то эдаким очаровательным бесом. Не первой, и даже уже не второй молодости Галина Брежнева, в танце на столе задравшая юбку… В небольшом кинозале на выставке можно увидеть передачу 1999 года «Про фото», посвященную Рыбчинскому. Она интересна еще и тем, что стала последней для ее ведущего – Евгения Дворжецкого. Через несколько дней после ее записи актер погиб в автокатастрофе. А одна из сделанных им фотографий попала в «Музей фотографических коллекций». Выставка открыта до 12 марта

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse