Азы компьютерной безопасности осваиваем вместе
Сюжет:
Пресса в образованииСовременные дети осваивают цифровые технологии гораздо быстрее взрослых. Учитель информатики Ольга Райкова это подтверждает — ученики начальной школы еще не умеют печатать, но уже знают, как скачать в интернете игру.
Урок компьютерной безопасности в 5 «Г» начался с несложного задания. Ольга Райкова попросила ребят вспомнить прошлые занятия и соотнести в табличке на интерактивной доске виды информации с органами чувств, которыми она воспринимается. Зрительная — глаза, звуковая — уши… Пятиклассник Михаил Сологуб справился на «отлично».
Перечисляя виды информации по форме представления и дойдя до текстовой, Ольга Райкова берет в руки газету и разворачивает ее. Заголовок гласит: «Используй информацию грамотно». Михаил Сологуб в это время помогает раздать газеты всему классу.
— Прочитайте все заголовки, которые найдете на этой странице и постарайтесь ответить, о чем эта статья? — спрашивает учитель.
— О безопасном интернете, — слышатся неуверенные голоса из разных концов класса.
Вместе с учениками Ольга Райкова старается разобраться, как справиться с необъятным потоком цифровой информации, как «выудить» из него что-то полезное и отфильтровать ненужное. На вопрос, какие опасности подстерегают в сети, ребята высказали множество версий: вирусы, пиратские сайты, мошенники и вымогатели. Проявляющий активность с самого начала урока Николай Кульшин копнул немного глубже.
— С помощью интернета в голову могут заложить неверные мысли, — рассуждает мальчик. — Например, электронные сигареты, которые вредны, но при этом популярны, недавно рекламировали на многих сайтах.
Ребята принялись разбирать газетную статью: основные причины, по которым пользователи становятся жертвами мошенников, советы по правильному поведению в сети.
У Николая Кульшина вновь возник неординарный вопрос.
— Как отличить мошеннические сайты? Это похоже на то, как родители говорят нам не общаться с подозрительными людьми, но как я пойму, что человек подозрительный? — спрашивает пятиклассник.
Приводя цитаты из статьи, учитель объясняет, что сайты злоумышленников часто представляют собой лишь одну завлекательную страницу, а вместо ссылки «обратная связь» — пустота.
Как бы то ни было, без информационных технологий сегодня невозможно представить ни одну сферу деятельности, в том числе учебу. Поэтому ученики решили создать плакаты с интернет-памяткой, и, основываясь на материалах газеты, в них ребята отразили главные принципы компьютерной безопасности.
— Чем длиннее пароль, тем надежнее он защищает ваше личное пространство, — читает Вероника Мандрик и принимается за поиски в сети соответствующей картинки.
Все плакаты получились разными, но в целом они отражали одну мысль: компьютерная безопасность зависит от личных действий каждого.
— За детьми нам не угнаться, — говорит Райкова. — Если не рассказывать им об информационной безопасности, то получатся «голубые киты». Родители должны следить за активностью детей в сети.
Новый формат занятия — урок с газетой — учитель информатики считает очень удачным и хочет провести его с другими классами.