Как Анатолий Васильев обживает «новую квартиру»

Как Анатолий Васильев обживает «новую квартиру»

Культура

[b]Москва славится своими театрами, но не все театры могут похвастаться собственным помещением. Есть труппа, режиссер – талант, новатор, каких в Европе на руках носят, репертуар приличный, собираемость публики такая, что многие поп-звезды позавидуют, но дома своего нет. Одним словом, бомжи от искусства.[/b][b]В КАЖДОМ ЗАЛЕ НОВОГО ЗДАНИЯ ПРОЙДУТ ПРЕМЬЕРЫ, cказал режиссер Анатолий Васильев на недавней пресс-конференции[/b]:[i]Год назад в новом здании «Школы драматического искусства» на Сретенке прошла часть театральной Олимпиады, но как театр «Школа» открывается здесь только сейчас.Как рассказал журналистам Анатолий Васильев, в старом помещении театра на Поварской теперь будет Высшая школа драматического искусства с факультетами актерского мастерства и режиссуры, визуальных искусств, экспериментальных форм образования. А также театральной журналистики («в России этот жанр не отработан»). В здании на Сретенке несколько залов: «Манеж», «Глобус» и другие. «Сцены из жизни» и прочая новеллистика не будут здесь ставиться». Предпочтение будет отдано жанрам литургической драмы, мистерии, трагедии, высокой комедии, а также концертам. «Это здание так построено, что здесь должны жить звуки».Справедливо полагая, что театр начинается не со здания, а со спектакля, Васильев объявил первые премьеры. Первопроходцем станет «Моцарт и Сальери», поставленный режиссером два с половиной года назад и «оказавшийся не у дел» после того, как погиб Владимир Лавров (Сальери). Васильев несколько раз делал попытки реанимировать дорогой ему спектакль. В Риме Сальери сыграл по просьбе Васильева его ученик Григорий Гладий. Но «он житель Канады, и контракты его нерусские». В Венгрии эту эстафету подхватил работавший с Васильевым Дьердь Швайда, актер и директор Национального театра. И, наконец, в Москве Сальери будет играть Александр Яцко, у которого с Васильевым «взаимное происхождение» — учеба у Андрея Попова.В конце мая – начале июня на Сретенку переедет «Плач Иеремии». В зале «Глобус» пойдет литургическая драма «Пещное действо», а в верхнем зале – танц-спектакль японского хореографа Мина Танаки «Гости Гойи». Также Васильев объявил о постановке 23-й песни из «Илиады», «Пира» Платона, «Мизантропа» Мольера, «Кровавой свадьбы» Лорки и переносе «Амфитриона» Мольера, недавно поставленную Васильевым в «Комеди Франсез».[/i]Это Театр А. П. Чехова» под руководством Л. Трушкина, Центр современной драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина и так далее. Им приходится арендовать сцены у других театров. Чтобы приобрести свое помещение, нужны бешеные деньги или шальные спонсоры. Халявный золотой ключик от потайной дверцы коморки Папы Карло – это, ясное дело, сказка.Меценатов Мамонтовых и Морозовых у нас извели еще в семнадцатом. Сейчас одна надежда на сознательную исполнительную власть, в частности, столичную, которая, надо отдать ей должное, вкладывает в строительство и модернизацию театров немалые средства. Но потом выясняется, что театры используют свои помещения не по назначению. А точнее, не театры, а их руководство. Кем бы оно ни было.Так в ноябре 2001 года был подписан акт Государственной приемочной комиссии о сдаче в эксплуатацию законченного строительства здания театра «Школа драматического искусства» (ШДИ) на Сретенке. Но с той поры утекло немало воды, а театр застыл в безвременьи, сам не функционирует и другим не дает. Руководство храма искусств ссылается на то, что строители чего-то там недоделали по 25 пунктам, согласно перечню гарантийного письма заказчика и генподрядчика. Может быть, строители и виноваты, но причем здесь москвичи? Ведь от простоя театра страдают поклонники не только ШДИ, но и других бездомных театров, которым «Школа» могла бы предоставлять целых 7 своих больших хорошо оснащенных, но «простаивающих» залов.Москвичи и гости столицы помнят, как в прошлом году во время III Всемирной театральной Олимпиады широко распахнулись многочисленные ворота театра ШДИ. Это произошло сразу же после первого этапа сдачи строителями основных помещений «Школы». Тогда публика была поражена широкими эксплуатационными возможностями нового театрального комплекса.Олимпийскую программу театра посетило около 16 тысяч зрителей! В ШДИ иногда проводят творческие встречи. Это говорит о том, что площадки можно эксплуатировать, но кому-то это невыгодно. В Комитете по культуре Москвы считают, что театр вполне способен сейчас функционировать в полную силу и что простой абсолютно неоправдан.Случай со «Школой драматического искусства» не уникален. Есть ряд других примеров, когдапомещения театров используются не по назначению, а именно — сдаются в аренду коммерческим структурам, от чего богатеет не искусство, а те, кто им правит… Художественный руководитель театра «Школа драматического искусства» — человек, которого можно, не кривя душой, назвать национальным достоянием Отечества. На его спектакли ломится не только российская публика, но и зарубежная.Регалий тьма: лауреат премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1988), Фонда им. К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики» (1995), заслуженный деятель искусств России (1993), кавалер ордена Искусства и литературы (Франция, 1989), лауреат премии «Новая действительность европейского театра» (г. Таормина, Италия, 1990) и премия «Хаос». Это все Анатолий Васильев. Можно добавить, что он входит в пятерку лучших театральных режиссеров мира. Тем более обидно, что подобные недоразумения происходят именно в его театре. Величие, увы, не защищает от ошибок мирской суеты. Конечно, искусство требует любых жертв, но когда этой жертвой становится само искусство…

Google newsYandex newsYandex dzen