В деле «Черного квадрата» поставлена точка

В деле «Черного квадрата» поставлена точка

Культура

[b]Свершилось. «Черный квадрат» Казимира Малевича, ранее принадлежавший к художественной коллекции разорившегося в 1998 году «Инкомбанка», обрел наконец хозяина. Им стал Государственный Эрмитаж.[/b]«Квадрат» для Эрмитажа приберегло государство в лице Минкульта, а деньги на приобретение картины выделил лично господин Владимир Потанин – 32 миллиона рублей, или миллион долларов.Что события будут развиваться именно так, стало понятно довольно давно. В январе этого года «Квадрат» объявили «особо значимым памятником истории и культуры». В этом, понятно, никто не сомневается: «Черный квадрат» – картина знаковая, возвестившая на весь мир о пришествии нового искусства.Всего «Квадратов» четыре, три из них уже находятся в государственных музеях (Третьяковке и Русском). По преданию, именно этот «Квадрат» несли на похоронах за гробом автора. Картина долго путешествовала по частным рукам, сомнение вызывает поставленная на ней дата (возможно, она была прописана позже), однако сомнений в авторстве ни у кого нет.Как известно, государство имеет приоритетное право на приобретение «движимых памятников истории и культуры».Так что перед большими торгами в аукционном доме «Гелос», на которых распродавалась обширная коллекция «Инкомбанка», Минкульт о своих правах заявил, и «Квадрат» был снят с аукциона. Это у нас первый подобный прецедент.Картину напрямую решили продать в государственный музейный фонд – даже не устраивая дополнительного аукциона.Недовольных этим решением было много. Говорили, что на аукционе за «Квадрат» можно было получить не миллион долларов, в который картину оценили эксперты, а пять или даже десять (деньги от продаж коллекции идут в счет уплаты долгов банка). Говорили, что при продаже картины за границу можно было бы получить и больше (тамошний «рекорд» цены на Малевича – 17 миллионов 50 тысяч долларов). Однако комитет кредиторов банка (ему Минкульт направил просьбу о приобретении картины) единогласно проголосовал за то, чтобы она досталась государству. (Непонятно, что было бы с картиной, если бы не Потанин: у государства, разумеется, таких денег нет).Крупнейший независимый эксперт России Георгий Путников, который проводил оценку работы, говорит:— За границей картина не оказалась бы никогда, потому что включена в реестр культурных ценностей РФ, то есть не подлежит вывозу за пределы РФ с целью продажи. И о цене. Существует ведь психологический предел покупки. На сегодняшний день «Квадрат» – это самая дорогая картина, которая была у нас продана. Большую цену психология покупателей просто не воспримет. Давайте представим, что картина оценена в 50 миллионов (эта цифра называлась в печати!). Ну кто у нас может себе такое позволить?Нельзя сказать, чтобы частных желающих приобрести Малевича не было. На гелосовском аукционе две другие работы Малевича (автопортрет и портрет жены) ушли за 690 тысяч долларов. Вместе с еще одним, вполне курьезным произведением – «высокотехнологичной копией» «Квадрата» («фальшак» обошелся в одну тысячу долларов). Все три работы достались музею современного искусства Зураба Церетели.На пресс-конференции в Минкульте Михаил Швыдкой признался:— Зураб Константинович мне звонил и высказывал желание приобрести «Квадрат». О цене речи не шло. Я очень хорошо отношусь к Зурабу Константиновичу, но в данном случае считаю, что картине нужно находиться в одном из ведущих государственных музеев.Из музеев к «Квадрату» проявлял интерес главным образом Эрмитаж, который проводил его экспертизу. А кроме того, попечитель Государственного Эрмитажа Владимир Потанин одним из условий своего пожертвования поставил то, чтобы картина попала именно в Эрмитаж.— Малевич – это не «русский художник», а художник русского авангарда в контексте мирового искусства! – говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — У нас теперь вместе с «Квадратом» находится четыре самые знаковые картины ХХ века: «Композиция № 6» Василия Кандинского, «Танец» и «Музыка» Анри Матисса и «Три грации» Пабло Пикассо, которые лишь чуть-чуть менее знаковы, чем его «Авиньонские девицы».У музея — большие планы: создать отдел искусства двадцатого века, который будет открываться Малевичем. Об этом отделе музей мечтает уже давно и даже сотрудничает с Музеем современного искусства Гуггенхайма (открыт музей«Эрмитаж-Гуггенхайм» в Лас-Вегасе).— То, что меня в одной газете назвали именем отца, – это нормально, мне это очень приятно. А то, что музей Гуггенхайм поминается слишком часто, – это всуе, – жалуется Пиотровский. — Весь проект «Эрмитаж-Гуггенхайм» – это и есть цикл договоренностей, направленных на то, чтобы создать в Эрмитаже отдел искусства двадцатого века. Очень приятно, что новое поступление в этот отдел происходит из России и никакого отношения к нашим гуггенхаймовским делам не имеет, а куплено за российские деньги.Скоро «Квадрат» покажут зрителям. Пока ни о каких специальных (в том числе зарубежных) выставочных проектах никто не думал.

Google newsYandex newsYandex dzen