Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Великий пост

Великий пост

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Мы милосерднее американцев

Общество
Мы милосерднее американцев
Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»
Периодически в российском обществе оживляется дискуссия на тему «А не начать ли снова казнить людей за тяжкие преступления?» Как правило, эту тему вспоминают всякий раз, когда возникает угроза или предложение выйти, наконец, из Совета Европы, раз уж мы там все равно лишены права голоса после (и за это) присоединения Крыма. Подразумевается, что мы «сдерживаем себя» только лишь потому, что взяли на себя соответствующие обязательства.

Напомним: в следующем году будут выборы генерального секретаря Совета Европы. Вряд ли к тому времени нашей делегации вернут ее полномочия. Не будет она, значит, участвовать и в выборах судей ЕСПЧ. Что может спровоцировать инициативу и вовсе отказаться от всяких обязательств перед Советом Европы и выйти из него. Когда в 1996 году Россия была приглашена в Совет Европы, то обязательным условием была отмена смертной казни. В 2009 году Конституционный суд РФ постановил, что российские суды не могут назначать такой вид наказания. Вместо него дают пожизненное заключение.

Согласно опросу «Левады-центра» в начале этого года, 44 процента россиян поддерживают смертную казнь, то есть за ее восстановление, 41 процент- против. То есть «решительного большинства», на которые ссылаются сторонники восстановления казни, нет. Между прочим, мы вообще далеко не самые «кровожадные в мире.

Высшая мера наказания предусмотрена законодательством 57 стран. Недавно от нее отказалась Монголия. Лишь в двух странах – на Филиппинах и в Турции – происходит обратный процесс, движение к восстановлению смертной казни, а не к отказу от нее. Одни страны предоставляют статистику по приведению приговоров в исполнение (тут среди лидеров Китай, Саудовская Аравия, Иран, а также США), другие статистики не дают (Вьетнам, Северная Корея).

Из развитых стран помимо Японии активно приговаривают к смертной казни в США. Но не везде: этот вопрос регулируется законами штатов. Соответственно, разрешена она в 31 штате, в 19 запрещена. В настоящее время в среднем по Америке наблюдается самое низкое число сторонников сохранения смертной казни с 1972 года, когда Верховный суд страны признал было ее неконституционной (он изменил свое же решение четыре года спустя) – 49%. Как видим, оно все равно больше, чем у нас. Тогда как 42% - принципиально против смертной казни. При этом «за» выступают 72% тех, кто голосует за республиканцев, и 55% белых американцев. Притом, что лишь 29% чернокожих поддерживают смертную казнь (что неудивительно, поскольку именно чернокожие совершают не пропорциональное для своей доли в составе населения страны – 12% - большинство тяжких преступлений) и 34% сторонников Демократической партии. Наибольшее число сторонников высшей меры наказания в Америке наблюдалось в 1990-х – до 80% «за», это совпало с пиком преступности за послевоенные годы. Рост числа противников высшей меры и падения числа сторонников сопровождается и падением числа приговоров, которые приведены в исполнение (в Америке приговоренный преступник может ждать исполнения приговора годами, подавая апелляцию): с 52 в 2009 году до 15 в прошлом.

Впрочем, многие российские приверженцы высшей меры наказания часто кивают не на Америку, а на соседнюю с нами Белоруссию, состоящую с Россией в одном Союзном Государстве. Мол, вот там порядок. Белоруссия остается единственной в Европе страной, где еще казнят. Впрочем, если президента Лукашенко окончательно «реабилитируют» в глазах Европы (а в прошлом году с него уже сняли санкции), да еще пригласят в Совет Европы, то он, конечно, от смертной казни легко откажется.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Террористов нужно уничтожать

Мораторий действует с 1996 года. И можно смело сказать — результаты его применения не впечатляют. В первую очередь это касается защиты главной ценности — человеческой жизни. По данным Генпрокуратуры, в 2015 году в России было убито более 14,5 тысячи человек — в среднем 10,2 человека на 100 тысяч жителей. (далее...)

Смертная казнь — не наказание

Каждый человек не случайно появляется на свет. И не случайно уходит. Вся великая русская литература — об этом. О ценности каждой человеческой личности и о том, что с физической смертью жизнь души не кончается. И если с этой точки зрения подумать о смертной казни, то сам ее факт становится чудовищным вторжением недалекой человеческой воли в высший мировой порядок. (далее...)

Мания справедливого возмездия

Мне кажется, грезы о смертной казни связаны с ощущением собственного величия. Так, во всяком случае, у маньяков. Они и приговор выносят, и собственноручно приводят его в исполнение. Лучшее время для кровавых маньяков — Средневековье, когда мании культивировались в религиозных практиках, а казни совершались на миру. Рождались все примерно одинаково. (далее...)

Самый гуманный метод — око за око

Есть преступления, за которые просто необходима смертная казнь. Это умышленное убийство, насилие над женщиной и ребенком, продажа наркотиков несовершеннолетним. Смерть в данном случае — не наказание, а воздаяние. Око за око, насилие за насилие. (далее...)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.