- Выключить коронавирус

Футбольные клубы на короткой ноге с телевидением

Сергей Собянин: Сфера соцуслуг не будет подвергнута оптимизации

Полторы месячной нормы осадков выпало в Москве за неделю

«Сто русских с битами в Бруклине»: американцы рассказали о реакции на погромы в США

Не откладывай мечту: застройщики пошли навстречу москвичам, нуждающимся в жилье

«Классический ход»: политолог объяснил решение Лукашенко по отставке правительства

Один звонок может спасти чью-то жизнь

Штраф или воспитание: что заставит пешеходов отказаться от смартфонов

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

Экономика или здоровье людей: Познер объяснил, что важнее для России в период пандемии

Врач объяснила, как бороться с метеозависимостью

Экономисты озвучили сроки восстановления доходов россиян

Врач предупредил об угрозе заражения COVID в ТЦ и салонах красоты

Назван уровень летальности для нормализации ситуации с COVID-19

Футбольные клубы на короткой ноге с телевидением

Кое-что о финансовых взимоотношениях футбольных клубов с телевидением

В Европе футбольные клубы уже давно на короткой ноге с телевидением, поскольку хорошо осознают значимость медианосителей в современных реалиях и возможность поиметь хорошие дивиденды от дальнейшего сотрудничества. За последние годы телевидение стало одним из основных бастионов по укреплению и развитию ведущих лиг континента, которые ежегодно получают сотни миллионов евро от многолетних контрактов. Увы, в России пока еще не до конца осознали важность подобного рода сотрудничества, и лишь пытаются последовать примеру более развитых в футбольном отношении государств. Подождем до выборов В прошлом году компания НТВплюс выкупила у Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) эксклюзивные права на телетрансляции матчей чемпионата России. Сумма четырехлетнего контракта – 92 млн долларов. По его условиям все игры первенства страны НТВ-плюс показывал в прямом эфире, и только центральный матч тура должен был транслироваться Первым каналом. На этом, впрочем, благие начинания и завершились. Телеканал «Спорт», входящий в систему ВГТРК, не пожелал участвовать в своеобразном аукционе за право транслировать поединки чемпионата России, а предпочел подключить административный ресурс. Дошло до того, что в дело вмешался президент страны, после чего было «найдено компромиссное решение», которое устроило далеко не всех. НТВ-плюс потерял право приоритетного показа национального первенства, а общедоступный (правда, далеко не во всех регионах) телеканал «Спорт» заполучил себе четыре трансляции из каждого тура, причем только две из них могли идти в прямом эфире. В конечном итоге потери понесли все стороны: НТВ-плюс и его хозяин Газпром – финансовые, президент РФС Виталий Мутко – репутационные. А руководитель «Спорта» Василий Кикнадзе вконец испортил отношения, с теми, и с другими. Рассказывают, глава Российского футбольного союза несколько раз потом со словами «популяризировать футбол – так популяризировать» тем же административным ресурсом принуждал «Спорт» транслировать малопопулярный женский футбол и прочие нерейтинговые турниры, проходящие под эгидой РФС. Первые плоды противостояния НТВплюс и «Спорта» проявились уже в новом году. В частности права на трансляцию матчей итальянской серии А полностью перешли к «Спорту», в то время как английскую премьер-лигу могут теперь наблюдать только обладатели «зеленых тарелочек». Более того, если раньше Открытый чемпионат Австралии по теннису зрители могли видеть на обоих канал, то на этот раз НТВ-плюс не пожелал делиться правами со своим основным конкурентом на рынке спортивного телевидения в России. Ближе к началу очередного футбольного сезона обострение практически неизбежно, но, скорее всего, ситуация разрешиться после президентских выборов. В то же время как бы в стороне от основных боевых действий находится Первый канал, позиции которого, на первый взгляд, выглядят незыблемыми. Далеко не секрет, что основную массу телеаудитории футбольному чемпионату дает именно ведущий телеканал страны, о планах которого по освещению премьер-лиги рассказал директор спортивного вещания Николай Малышев: «Мы сейчас прорабатываем вариант, при котором у нас трансляция будет начинаться в 16 часов (до сих пор – в 14.00. – Д. Е.), и этот перенос на два часа вполне вероятен. Несмотря на все сложности с рейтингом, компания готова пойти на этот шаг. Также мы сейчас обсуждаем возможность возрождения еженедельной программы. Мы еще не знаем, как она будет называться – «Футбольное обозрение» или как-то подругому, неизвестен ее хронометраж, наверное, это будет либо 26 минут, либо 39. Но выходить она будет, скорее всего, поздно вечером либо в воскресенье, либо в понедельник, а вести ее будет Виктор Гусев». И все же, думаю, переход футбольных трансляций на коммерческие рельсы практически неизбежен, поскольку российским клубам необходимо развиваться и, соответственно, зарабатывать деньги с помощью телевидения, билетной программы, продажи атрибутики и сувениров, а не зависеть исключительно от богатого дяди или доброй воли губернатора. Поскольку, несмотря на сложившуюся ситуацию НТВ-плюс все же обещает выплатить РФПЛ обещанные 92 миллиона за четыре года, руководители клубов рассчитывает на еще более выгодные условия контракта с телевизионщиками в самом ближайшем будущем. Пока же президент РФПЛ Сергей Прядкин поведал о том, каким способом распределились деньги от телевидения между клубами премьер-лиги по итогам прошедшего сезона: «Доходы от продажи телевизионных прав у нас распределяются пропорционально количеству показов матчей той или иной команды на Первом канале. Больше всего в прошедшем сезоне Первый канал показывал матчи с участием ЦСКА. В итоге они получили больше всех – 17,18% от общего дохода (2,5 млн долларов), «Спартак» – 16,67, «Зенит» – чуть больше 15% и так далее, по убывающей. Тем клубам, которые Первый канал не показывал, а это: «Амкар», «Кубань'BB, «ЛучЭнергия», «Ростов» и «Томь», решением общего собрания РФПЛ было зачтено по одной трансляции, то есть они получат по 1,52% от общего дохода». Конечно, по отношению к ведущим лигам континента подобные цифры не представляются серьезными, но ведь с чего-то надо начинать! Возможно, через несколько лет мы хотя бы немного сможем приблизиться к чемпионату Англии, где клубы в период с 2007 по 2010 год заимеют телевизионных денег в сумме 1, 372 миллиона евро! Впереди планеты всей Не для кого не секрет, что по средней платежеспособности английские клубы на лихом коне впереди планеты всей. На данный момент средняя зарплата игроков английских клубов на 20–30 процентов выше, чем в итальянской серии А или испанской Примере. Быстрый рост зарплат начался в 90-х годах прошлого века, когда на футбольный телерынок вышла спутниковая телекомпания Sky TV, платившая неслыханные ранее суммы за права на телетрансляцию матчей премьер-лиги. Клубы довольно оперативно воспользовались ситуацией и начали покупать дорогостоящих игроков. Только за сезон1997–1998 заработки футболистов премьер-лиги выросли на 41 процент! Поэтому не удивительно, что с каждым годом на туманный Альбион стекается все большее число мировых звезд. Довольно неожиданный результат принесли итоги опроса, проведенного несколько лет назад платным каналом BSkyB, принадлежащим финансовому магнату Руперту Мердоку, который долгие годы являлся телевизионным партнером исключительно премьер-лиги. Выяснилось, что половина телезрителей в Англии предпочитает сначала смотреть матчи низших дивизионов, то есть тех, где выступают их местные команды, а уже потом поединки элитной лиги. Это и стало одной из причин, по которой Мердок выкупил телеправа на матчи с участием команд низших лиг. Кроме того, BSkyB долгое время являлся монополистом на телевизионном рынке туманного Альбиона, что сразу же вызвало протесты со стороны ЕС, который порекомендовал каналу продать европейской комиссии часть прав. Однако стороны не сошлись в цене. В результате ЕС пригрозил запретить монопольное владение рынком, начиная с 2007 года. Что в итоге и произошло. При подписании нового контракта на 2007–2010 годы BSkyB получил возможность транслировать 92 матча национального первенства за 1,97 млрд евро, а оставшиеся 46 игр будет показывать ирландская телекомпания Setanta, заплатившая 588 млн евро. Кроме того, BSkyB за 257 млн приобрел эксклюзивные права на показ лучших моментов из каждого матча прошедшего тура. Вне зоны доступа На Апеннинах футбол уже давно ушел с общедоступных каналов, и за право транслировать поединки серии А ежегодно сражаются сразу несколько платных каналов, среди которых выделяются Mediaset Premium, входящий в концерн Сильвио Берлускони, и канал La7, принадлежащий группе Telecom. Mediaset Premium владеет правами на игры «Милана», «Интера», «Ювентуса» «Ромы», «Лацио» и «Торино». Стоимость прямой трансляции одного матча для зрителей была оценена в 5 евро, а абонемент на весь чемпионат стоил 99 евро (на матчи «Юве» – 59 евро). Купив абонемент, можно было видеть в реальном времени помимо отдельных матчей и все забитые мячи в туре. Примерно такой же была схема подписки на игры Лиги чемпионов: абонемент стоимостью 69 евро давал возможность смотреть напрямую четыре матча очередного тура и все голы при сохранении 5-евровой цены за каждую игру. La7 транслирует домашние поединки «Кальяри», «Катании», «Палермо», «Пармы», «Сампдории», «Удинезе», «Фиорентины» и «Эмполи», и к тому же добыл право демонстрировать выездные встречи «Кальяри», «Катании», «Палермо», «Сампдории» и «Фиорентины» на полях команд, имевших соглашение с Mediaset. Стоимость та же: 5 евро за матч, 99 – за абонемент на весь чемпионат. Несколько лет назад было достигнуто соглашение о том, что телеканалы будут приобретать права непосредственно у клубов. Но в начале 2007 года правительство Италии приняло решение об изменении этих отношений, посколькубольшинство клубов выступало против неравноправия в распределении средств от продажи телевизионных прав. Львиную долю этих средств забирали себе «Милан», «Интер» и «Юве», а на долю других 17 клубов серии А приходилось меньше, чем этой тройке. Например, по трехлетнему соглашению со Sky Italia первые получили в период с 2004 по 2007 год 250 млн евро, а остальные – 150 млн, то есть в среднем по 8,8 млн (вспомните доходы наших клубов). Согласно новому положению права на показ футбольных матчей должны были быть выставлены на аукцион Профессиональной лигой, объединяющей клубы серий А и В. Общая стоимость этих прав была оценена в 888 (!) млн евро, из которых 740 млн приходилось на платное ТВ. Из полученных средств 50 процентов намечалось разделить поровну между всеми клубами, а оставшуюся половину распределить в зависимости от зрительского рейтинга и спортивных показателей. Часть вырученных денег предполагалось направить на развитие массового и юношеского футбола. Законопроект по этому вопросу одобрила палата депутатов итальянского парламента, а его верхняя палата – сенат, должна была заняться им в августе. Но и здесь малые клубы наложили свое вето. Как говориться, сколько волка не корми, а он все в лес смотрит». Но да, собственно, у богатых свои причуды. Бундеслига в шоколаде Секрет популярности немецкой лиги раскрыть весьма непросто. С одной стороны бундеслига уступает по своему уровню первенствам Англии, Испании и Италии, но в то же время который год подряд удерживает лидерство по средней заполняемости стадионов, при этом доходы клубов от телевидения возрастают в геометрической прогрессии. По итогам предыдущего сезона, средняя посещаемость достигла рекордного показателя – 37 644 человека! Средняя цена за билет на матчи чемпионата бундеслиги составляет 18,91 евро, в то время как в английской премьер-лиге – 51 евро. В то же время в отличие от Германии ни в одной из этих стран общенациональные каналы не предоставляют футболу так много эфирного времени. Из 17,01 евро, составляющих в Германии сумму налога на имеющийся в доме радиоприемник/телевизор, по 24 цента достается общенациональным каналам ARD и ZDF в качестве вознаграждения за подготовку и проведение обзоров футбольных туров. Что касается платного телевидения, то и здесь немецкое первенство стоит особняком. Ни в одной из стран большой пятерки цены на право просмотра по ТВ футбольных матчей не являются столь доступными. Все 712 матчей первой и второй бундеслиг в прямом эфире в формате конференции или в виде обзора можно смотреть на платном канале Premiere за 19,99 евро в месяц. На данный момент от спонсоров, рекламы и коммерческой деятельности клубы бундеслиги получают порядка 700 миллионов евро. При этом доход от продажи телеправ всегда находится на особом счету и вызывает живой отклик в умах Немецкой футбольной лиги и руководителей клубов. Уже в самое ближайшее время НФЛ планирует увеличить поток телевизионных денег на необъятные просторы бундеслиги. Медиамагнат Лео Кирх собирается заниматься всеми вопросами, касающимися заключения телевизионных контрактов на период с 2009 по 2012 год и с 2012 по 2015 год. Осуществлять эту деятельность будет одно из агентств, которое является дочерней компанией, находящейся под контролем Кирха фирмы Sirius. Она же будет проводить тендеры и согласовывать условия контрактов для немецких покупателей. Продажей ТВ-прав за границу (ныне и до 2009 года включительно эта функция возложена на букмекерскую компанию Bwin) НФЛ займется самостоятельно и планирует выручить 460 млн евро. Клубы за шесть лет предполагают заработать 3,45(!) млрд, а сумма годового дохода должна составить 575 млн евро против нынешних 420 млн за сезон. После этого, по мнению немецких экспертов, смотреть футбол по ТВ станет дороже, поскольку создание нового медийного производства обойдется в миллионные суммы. Услуги провайдеров также могут подорожать хотя бы в связи с потребностью в новых декодерах. Помимо вышеозначенных лиг немалые телевизионные деньги крутятся и в чемпионатах Испании(«Реал» – 1,1 млрд за четыре сезона) и Франции, и в дальнейшем их доля в бюджетах футбольных клубов обещает только увеличиваться. На этом непаханом поле российский футбол пока делает только первые шаги, но они неизбежно приведут к росту благосостояния наших команд. Другое дело, что качество предоставляемого футболистами продукта должно в полной мере удовлетворять запросам потребителя и стоит тех денег, которые болельщики способны платить за просмотр любимого зрелища. В противном случае боссам клубов каждый раз будут щелкать по носу напоминая о социальной значимости спорта номер один. СТОИМОСТЬ МЕСЯЧНЫХ АБОНЕМЕНТОВ ПЛАТНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ В ВЕДУЩИХ ФУТБОЛЬНЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ: АНГЛИЯ – 65 евро (Sky) и 15 евро (Setanta); ИСПАНИЯ – 19,95 евро (Canal+); ИТАЛИЯ – 24 евро (Sky); ГЕРМАНИЯ – 19,99 евро (Premiere); ФРАНЦИЯ – 30 евро (Canal+). ДОХОДЫ ОТ ТЕЛЕТРАНСЛЯЦИЙ ЗА СЕЗОН В ВЕДУЩИХ ЛИГАХ ЕВРОПЫ: АНГЛИЯ – 1,372 млрд евро; ИСПАНИЯ – 1,200 млрд; ИТАЛИЯ – 1 млрд; ФРАНЦИЯ – 600 млн; ГЕРМАНИЯ – 420 млн.

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

94715 +3061 (за сутки)

Выздоровели

189214 1998 (за сутки)

Выявлено

2749 +64 (за сутки)

Умерли

Ольга Кузьмина  

Дары лета из туалета

Леонид Ольшанский, адвокат

Не платите за воздух

Анастасия Заводовская

Роскосмос бороздит просторы «Твиттера»

Екатерина Рощина

Какой июнь без выпускного

Игорь Воеводин

Детки вырвались на волю

Алиса Янина

Дознавательнице из Уфы самой пора на нары

Полина Алексейчук

Мужчина-альфонс и мужчина-домохозяйка: кто круче

Виталий Журбин

У моего кота нашли коронавирус

Цветочный микс и съедобная клумба

Аттестат без ЕГЭ

Умные технологии. Как электронные сервисы меняют жизнь людей

Эксперты рассуждают, нужно ли подросткам следить за питанием