Эх, ПРОКАТчу!

Эх, ПРОКАТчу!

Общество

У меня в машине полетела коробка переключения передач. С «десяткой» это бывает. Случилось это в пятницу, а на уикенд давно была запланирована важная длительная поездка, для которой такси никак не подходило. И тут я вспомнил, что в американском фильме, который я смотрел вчера вечером, главный герой в каждом городе брал автомобиль напрокат и объехал таким образом всю страну с востока на запад. Причем Джон или Смит, не помню точно, большинство заказов оформлял на железнодорожных вокзалах.[i][b]Сен-Санс вместо «Пежо»[/b][/i]На Белорусском вокзале таблички, содержание которой хотя бы отдаленно совпадало со словами «Прокат машин», обнаружить не удалось. Когда я поинтересовался наличием таких услуг в сервис-центре, у сидящих за стойками девушек глаза превратились в блюдца.Быть может, прокат автомобиля более востребован в аэропортах? Тогда нечто подобное обязательно должно располагаться в «Шереметьеве». И действительно, зайдя в зал прилета второго терминала, я увидел четыре стойки различных фирм, предлагавших, судя по вывескам, машины в аренду. Но только за двумя стойками работал персонал.В первой точке мне предложили ознакомиться с прайс-листом, в котором были перечислены лишь иномарки. Самую дешевую — «Фиат-Пунто» — можно было взять на день за 43 доллара. Кроме того, к величине ренты нужно было еще прибавить 5-процентный налог с продаж и 2 доллара страховки водителя, т.е. меня. Но изучал я эти цифры напрасно, потому что улыбчивая девушка за стойкой сказала:— На сегодня машин все равно нет. Может, завтра появится «Опель-Астра» за 87 долларов. Оставьте телефон, вам позвонит наш менеджер.За второй стойкой (у конкурентов) меня ждал похожий ответ: вероятно, завтра появятся «Рено-Лагуна» и BMW-«пятерка». Правда, для начала меня предупредили, что наличные деньги не принимаются. Из доступных кредитных карт у меня была «Виза».— Нет, «Электрон» не подойдет! — заявил, изучив мою карточку, приемщик заказов. — Только «Классик», «Голд» или «Платинум».Когда у меня восстановился дар речи, я попросил телефон центрального офиса. Очень хотелось узнать, на кого ориентируется фирма и сколько раз в году у них заказывают автомашины. Дозвонился я сразу. Услышав мои недоуменные вопросы, на том конце провода попросили подождать, и в трубке зазвучал Сен-Санс. Звучал он минут десять, а потом эта мелодия мне надоела. Во время всех последующих попыток дозвониться механический голос сообщал мне, что мой звонок очень важен для них, но меня просят подождать, потому что все линии заняты.[b]Юрий Львов, генеральный директор одной из крупных московских фирм автопроката[/b]:— Страхование съедает половину всей прибыли. Но иначе нельзя. Был случай: клиент, житель Рязани, въехал по своей вине в джип, которым управляла жена известного певца. Моментально появились крутые ребята с цепями, посоветовавшие побыстрее продавать квартиру. Но клиент, как положено, сразу связался с нами. Приехали гаишники, после чего крутые моментально сникли. А зазевавшийся рязанец расстался всего с 9000 рублей залога, хотя общие убытки составили 8500 долларов.[i][b]100 баксов за старушку[/b][/i]«Наверное, прокат машин существует в крупных отелях, где селятся солидные бизнесмены», — подумал я и направился в центр города. Увы! Ни в «Савое», ни в «Национале», ни в «Москве» взять в аренду автомобиль без водителя оказалось невозможно. Только «Метрополь» предоставлял своим клиентам (и не только им) такую услугу.— Вообще-то у нас есть ВАЗ2111 по 39 долларов в день, но сейчас он занят, — объяснил мне сотрудник, представившийся начальником отдела проката. — В наличии свободные «Шкода-Фелиция» и «Мицубиси-Каризма». Вам на сутки или на трое?— На сутки.— А когда возьмете?— Сейчас.— Тогда только на трое. «Фелиция» обойдется в 125 долларов плюс 5 процентов. Залог за автомобиль — 500 долларов.— А сколько лет этой машине?— Четыре года. Если в финале бензина в баке будет меньше, чем при выдаче, доплатить придется по пол-доллара за литр.Если больше — деньги не возвращаются. Нам на полчаса понадобятся ваши паспорт и водительское удостоверение.— А это зачем?— Прогоним через службу безопасности. Если она даст добро — платите и получаете ключи. Машины у нас стоят на улице.В центре города я нашел еще одну контору, где можно было попытаться арендовать машину подешевле. Фирма занимала подвальное помещение во дворе одного из домов на Большой Ордынке. Увы, здесь меня также ждало разочарование. В наличии имелись лишь «Вольво-850» и две модели «Ауди»: сотая и А6. Аренда стоила 90–100 долларов в день, а в качестве залога на кредитной карте блокировалось от 700 до 1000 долларов. Я вспомнил, что «Ауди-100» не выпускается с 1996 года, и поинтересовался ее возрастом.— 1992 года выпуска, — ответили мне.Больше вопросов у меня не было.[b]Юрий Львов, генеральный директор одной из крупных московских фирм автопроката[/b]:— Машины у нас угоняют часто. Только на прошлой неделе потеряли три ВАЗа современных модификаций. При оформлении один клиент предъявил подмосковные документы, два других представились жителями провинции. В основном, в таких случаях жулики предъявляют фальшивые или украденные паспорта. А где-нибудь в Костроме за такую машину безо всяких документов сразу дают тысячу долларов. А для тамошнего жителя это громадные деньги![i][b]Удача с 14-й попытки[/b][/i]Объявление «ВАЗ в прокат» я в конце концов нашел в рекламной газете.— Приезжайте в 14-й таксопарк, — сказали мне. — Можем вам предложить любые «Жигули» от «четверки» до 103-й и «Нивы». Есть даже грузовичок. Если берете меньше чем на 5 суток, то рента в зависимости от модели — 20–34 доллара в день. У вас есть годичный стаж вождения?— Да. А паспортные данные по факсу и кредитные карты?— Что за ерунда!— А сколько лет вашим автомобилям?— Максимум два года.Я не поверил своим ушам. Но увиденное в помещении, где оформлялись заказы, превзошло все ожидания. На стуле перед клерком сидел крепенький старичок, собиравшийся, как он поведал мне, ездить с женой на взятой в прокат машине на… дачу:— В автосалоне мне предложили «четверку» за 4200 долларов. Я взял калькулятор и подсчитал: за эти деньги, беря здесь ту же модель в прокат, смогу ездить на дачу раз в неделю шесть с половиной лет.— Это еще не самый экзотичный случай, — рассказал мне менеджер Александр Парфенов. — У нас один коммивояжер пристрастился часто ездить на нашей машине в Питер. Мы его спрашиваем: зачем? А он выкладывает лист с расчетами: я товар везу, значит, на поезде надо платить за багаж — раз; в купе мне все время есть хочется, а за баранкой нет — два; в Петербурге я на своих колесах могу подъехать куда угодно и не нужно брать такси — три… И доказал, что так выгоднее!— А какой вы с меня возьмете залог?— 150 долларов. Причем эта сумма — максимум, на что может «попасть» клиент, если устроит аварию по своей вине. Если будете выезжать за пределы Московской области или вам от 23 до 25 лет — 300 долларов, а если моложе 23 лет — еще на 200 долларов больше.[b]Юрий Львов, генеральный директор одной из крупных московских фирм автопроката[/b]:— Однажды к нам пришел молодой человек, оставил залог и взял на сутки довольно дорогой автомобиль. Возвращает весь грязный и говорит: я помыть не успел, лучше я за мойку вам заплачу. И уходит. Мы смотрим — ходовая часть целиком убита. А потом этот фрукт пишет в Интернете: фирма — полные лохи, я гонял по грунтовке 130 километров в час, а они ничего не заметили! Выяснилось, правда, что у него с головой не все в порядке, но этот случай объясняет, почему залог для молодых водителей больше.Итак, подводим итоги. В городе представлены и компании с мировым именем, ориентированные на обслуживание иностранцев; и фирмы, выдающие иномарки в прокат клиентам собственных автосервисов; и те, кто предлагает отечественные марки по разумным ценам. Рынок автопроката еще не стал в нашем городе популярным настолько, чтобы им с легкостью воспользовался Джон или Смит из американского фильма. Но приемлемые варианты, затратив известные усилия, найти все-таки можно.Вот только зачем нужно затрачивать усилия, мне не очень понятно. Впрочем, без преодоления препятствий у нас, как известно, никуда не уедешь.

Google newsGoogle newsGoogle news