Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Ассамблея народных ремесел. Уж и подивятся званые гости!

Общество
Ассамблея народных ремесел. Уж и подивятся званые гости!
Художник Никас Сафронов принял живое участие в открытии «Ассамблеи народных ремесел» / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
В четверг, 7 декабря, «ВМ» совместно с Московским домом национальностей открывает конференцию «Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел России: региональный аспект» в рамках проекта «Ассамблея народных ремесел». Чем объясняется возрождающийся интерес горожан к работам мастеров? Как промыслы повышают привлекательность Москвы для туристов? Чем мастера ответят на вызовы современности? Эти и другие вопросы — в фокусе внимания «ВМ».

В рамках стартовавшего 9 сентября проекта «Ассамблея народных ремесел» продолжается конкурс, призванный возродить интерес москвичей, читателей газеты к традиционному народному творчеству. Почта приносит нам множество фотографий работ, сделанных истинными умельцами. В стенах редакции и в разных районах столицы проходят обучающие мастер-классы для детей, связанные с самыми разными промыслами. Президент Международного союза ремесленников Денис Прикарев (на фото) рассказывает о первых достижениях проекта и о его перспективах.

—Денис Федорович, чем вам самому интересен совместный проект с «ВМ» и как он возник?

«Ассамблея народных ремесел» изначально была задумана в противовес наметившейся вредной тенденции подмены живого общения онлайн-контактами посредством гаджетов. Нам захотелось с помощью единомышленников вернуть к жизни старые московские традиции, утраченные в последние десятилетия, хотелось развернуть людей к радости творчества и ремесленничества как такового. Мы мечтаем о том, чтобы жители нашего города, как это было принято в старину, могли собраться за чашкой чая и попутно что-то сделать руками — порисовать, повязать. Создать нечто хорошее для дома, семьи и друг друга. По сути, этот проект — популяризация массового народного творчества в Москве. Потому что наша столица — исторический город, где даже названия улиц хранят память о мастерах-ремесленниках. И где, скажите, как не здесь, могла бы родиться эта ассамблея? В идеале мы мечтаем вдохнуть новую жизнь и даже организовать маршрут по улицам народных ремесел.

—Замечательная идея, в том числе и с точки зрения дополнительной туристической привлекательности столицы. И как мог бы проходить подобный ремесленный маршрут?

—Он мог бы начинаться на самой известной московской ремесленнической улице Кузнецкий Мост. Гости столицы, приезжая сюда, сразу начинают искать, где находились те самые знаменитые кузнецы, которыми славилась Москва, и где расположены старые кузни. Сейчас при поддержке ГБУ «Московские ярмарки» иногда на Кузнецом Мосту позволяют встать кузнецам — и это уже хорошо, это возрождение традиций. Но нам бы хотелось, чтобы это все работало стационарно. Чтобы кузница работала каждый день в каком-то интересном формате — это было бы потрясающе! Представляете, вы приходите в гости на чай к кузнецу, видите раскаленные угли, можете сами что-то поковать, поучиться этому делу или просто посмотреть, как работает мастер. Это был бы некий интерактив, способный стать яркой современной картинкой — московские ремесла, московское гостеприимство, все это, переплетенное в некую интересную концепцию.

—А что на этой радужной картинке присутствовало бы кроме кузнецов? Куда далее мы могли бы с вами дальше отправиться с Кузнецкого Моста?

—Думаю, это должен был бы быть кольцевой маршрут. На Тверской я бы поставил представителей ткачества и ювелиров, так как Тверская — улица с лоском и роскошью. Тут должны встать мастерицы с шелковыми платками, которые вышивают золотом. Ну а дальше — в Рогожскую слободу! Район Таганки — это аутентичность, это знаменитые старинные церкви, традиции старообрядчества. А совсем рядом — улица Школьная, связанная с каретных дел мастерами, которые делали коляски, повозки. Там ведь были огромные ряды, которые тоже можно восстановить. Кстати, там, на Рогожском Валу, есть автомобильный музей, который имеет одну из самых больших коллекций в Европе. Ну а из Рогожского комплекса милости просим в Измайловский кремль.

—Измайловский комплекс воспринимается туристами как пряничный домик. Не случайно туда приезжают Санта-Клаусы из других стран для встречи с нашим Дедом Морозом и проводятся мастер-классы по росписи новогодних игрушек.

—Да, настоящий град Китеж красоты необыкновенной. Ну а оттуда стоит вернуться в район Берсеневки, где раньше были огороды. Во время последних раскопок там была найдена чернолощеная керамика III века. Одно время считалось, что Москва ее не выпускала, что она — привозная, так как в основе ее изготовления сложный технологический процесс. А оказалось, что город такую керамику сам производил! И можно было бы на Берсеневке сделать ее центр, при палатах Аверкия Кириллова, в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. Ну а оттуда — в район «Красного Октября», где очень много объектов интересных. Это наш маленький «Форт Боярд», замечательно отреставрированный при поддержке правительства Москвы. Причем там же были древние сооружения, построенные еще до того, как в столице проложили Обводной канал. И, кстати, уже сейчас там проводятся квесты по москвоведению. А далее — в Кадашевскую слободу...

—В старый квартал с его переулками, который связан с историей двора Алексея Михайловича?

—Именно туда. А еще там находится знаменитая Третьяковская галерея. Это — уникальное место на карте Москвы, где сходятся грани ремесленного и кустарного искусства. Там жили купцы Третьяковы, которые потратили огромные деньги, чтобы оставить нам этот уникальный шедевр мирового наследия, известный во всем мире. У нас, мы это помним, остается долг перед их семьей, потому что мы до сих пор не возродили дом, где меценаты Третьяковы родились. Дом находится у Китайского подворья в 1-м Голутвинском переулке за «Президентоте лем», рядом с «Музеоном».

Скромнейший по своему оформлению и стилю, относящийся к комплексу Третьяковской галереи, он долгие годы находится в руинированном состоянии. Это наша московская боль, и если 30 лет Третьяковская галерея его восстановить не может, не хватает ресурсов, то хорошо бы тогда правительству Москвы забрать его обратно, чтобы сделать из руин ремесленный интерактивный центр, посвященный, например, городским традициям. Тем более что рядом проходит пешеходная тропа, и туристам нужно где-то передохнуть. То есть на улицах старой Москвы в разных ее частях могли бы встать кузнецы, резчики по дереву, мастера, расписывающие сундуки, прялки, ювелиры, художники по войлоку, которыми столица славилась столетиями. Могли бы встать туда же и мастера-керамисты, которые бы делали посуду у всех на глазах и проводили бы мастер-классы. Чтобы эту посуду можно было бы сразу обжечь, потрогать руками и из нее выпить — чай или, скажем, еловый квас. Кстати, знаете ли вы, где в Москве можно сегодня попробовать еловый квас? Или съесть традиционный московский пирожок? Да так, чтобы при этом это все было доступно по цене, качественно и в формате «Ассамблеи народных ремесел». Пусть не так изобильно, как в ресторанах, но доступно и аутентично. Тогда это может быть частью московского бренда и иллюстрацией столичного гостеприимства. Это особенно актуально именно сейчас, когда Москва будет принимать множество туристов в рамках чемпионата мира по футболу. И каждый увезет с собой не только массу впечатлений о футболе, но и уникальный сувенир, и воспоминания о московских традициях, сохраненных при поддержке «Ассамблеи народных ремесел», которые бы заставляли его вернуться.

—Перспектива понятна. А на какой стадии сегодня находится проект?

—Мы собираем единомышленников, которые готовы вложить в него силы, душу и средства. Ищем новых Морозовых. Параллельно в самой редакции «ВМ» проводятся конкурсы и всевозможные мастер-классы по живописи, керамике, рисунку, лепке. Приходящие гости получают новый опыт, учатся вышивать, рисовать, лепить из глины. Многие участники присылают свои работы в «Вечернюю Москву». Здесь все это собирается, как в Ноевом ковчеге, дальше выбираются лучшие работы, которые будут газетой отмечены. Мастер-классы записываются на видео и выкладываются на сайте газеты для тех, кто хотел, но не смог прийти. Проект рассчитан на длительное время, потому что, перефразируя известное выражение, «нет у ремесел начала, нет у ремесел конца». На самом деле ассамблея закладывает мощный фундамент для создания ремесленной индустрии и возрождения традиционных ремесел в Москве. Это особенно важно в нынешнем году, потому что на него приходится столетие революции.

—Почему это, с вашей точки зрения, актуально именно сейчас?

—Потому что именно революция является той чертой, за которой ремесла были переформатированы. Юридически ремесленники перестали существовать вообще, они были согнаны в потребкооперацию — своеобразные артели по формату коммун. А это — уже совершенно другой принцип и, самое главное, другая идеология. Самое главное, что с революцией ушла атмосфера семейного творчества и традиций, идеология преемственности поколений в ремесленной среде, подразумевавшая сохранение, например, уникальных орнаментов или книжных шрифтов. Все было переформатировано в стандарте идей революции. Ужасно, но мастера Палеха стали рисовать Ленина и вождей марксизма вместо икон. Было забыто, признано ненужным все то, на что нашими предками тратились большие усилия. Например, до революции и Василий Дмитриевич Поленов, и его сестра Елена Дмитриевна вложили огромные силы в поддержание искусства шрифтов в детских книгах, благодаря им появилась детская книга в традиционном стиле. Огромное финансовое вливание было сделано благодаря купцам-старообрядцам — и ремесленникам-кустарям, которые построили целый центр в Леонтьевском переулке. Эти и многие другие титанические усилия 1917 год просто перечеркнул или направил в другое русло. Сейчас наша задача — вернуться к истокам, привлечь внимание к творчеству, собрать и понять, где и что сохранилось. Дело ведь в том, что Москва промыслов на сегодняшний день юридически и практически не имеет. Если мы проведем сопоставление с Московской областью, то, к сожалению, сейчас перевес будет на стороне области. Проблема связана с проколом в законодательстве: когда принимался формат документа, в нем случайно упустили формулировку о необходимости создания при правительстве Москвы либо при Департаменте культуры комиссии по народно-художественным промыслам и ремеслам. А раз формулировка ушла, то и комиссию собрать нельзя.

—И это означает, что сегодня в Москве некому определить, что в итоге является народным промыслом, а что нет?

—Юридически некому. Потому что далеко не каждое произведение искусства может быть причислено к народному промыслу. А «Ассамблея народных ремесел» могла бы на себя взять такую функцию, потому что она уже сейчас приглашает ведущих специалистов в области художественного народного творчества, изобразительного искусства, и авторитет «Вечерней Москвы» здесь высок, потому что это по сути дела — государственная организация. А в качестве эксперта мог бы быть привлечен Институт наследия (Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева), Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, которые имеют огромную базу, где работают отличные специалисты, которые на научной основе все это систематизируют. Потому что одно дело что-то ваять у себя на кухне, а другое дело, когда творчество имеет основу научную: почему в изделии использован тот, а не иной орнамент, как это связано с данным районом Москвы, какие артели здесь трудились в старину, какие традиции существовали. Все это можно было бы выстроить и связать еще и по эпохам, начиная от раннего Средневековья и заканчивая временами петровскими, екатерининскими — периодом, когда русская культура стала активно соприкасаться и взаимодействовать с европейской. И, тут, конечно же, огромное количество артелей и предприятий Москвы смогли бы влиться в этот процесс, получить поддержку федеральную, а это стало бы отправной точкой уже глобального развития целых направлений для тех, кто занимается резьбой по камню или по дереву, художественной обработкой металла, вышивкой, ткачеством — разными ремеслами, которые имеют основу историческую, московские традиции и которым по сто и более лет. У «Ассамблеи народных ремесел» еще много благих дел и светлых начинаний. Так что нам есть чем удивить столичную публику и званых гостей.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.