Меня лично политика не волнует
[b]В одном из популярных столичных кинотеатров состоялась презентация кинопроекта, который обещает стать хитом предстоящего сезона. Известный актер и режиссер Олег Фомин, отмечающий в эти дни 45-летие, осуществил постановку новой «хохмо-политической» комедии «День выборов».[/b]Это было не просто смешно, а очень смешно! Как бывает в кино, когда на «стопроцентный», скетчевый, бурлескный литературный бэкграунд накладывается энергичная и талантливая режиссура. Плюс замечательный актерский ансамбль (Михаил Ефремов, Дмитрий Певцов, Алексей Кортнев и др.) Плюс, как говорится , полный парад популярных молодежных рок- и иных эстрадных групп и исполнителей («Би-2», «Иванушки Интернешнл», «Чайф», Шнур…) Сюжет вкратце таков: «презентационная» команда по организации выборов губернатора, состоящая из весьма пестрых персонажей (от священнослужителя до простого банщика вроде главного имиджмейкера (отправляется на большом теплоходе «Сергей Абрамов» в большое «агитационное» плавание… Ну чем не «Волга-Волга» на новый лад?! Премьера ожидается в начале лета на сочинском «Кинотавре».В октябре, когда все вернутся из отпусков, начнется прокат этой комедии в Москве и по России, затем на ТВ-экраны выйдет многосерийная телеверсия…После презентации наш корреспондент побеседовала с режиссером картины, создателем известных теле- и кинолент «Меня зовут «Арлекино», «NEXT», «КГБ в смокинге», «Фаталисты» и др.) Олегом Фоминым.[b]– Олег, были ли серьезные, реальные прототипы при написании сценария?[/b]– Нет, это все фантазия.[b]– Но возникает ощущение, что картину «списали» с конкретной предвыборной кампании.[/b]– А хорошая фантазия всегда принимается за реальность! Вообще-то я получил готовый одноименный спектакль, который идет уже 4 года (а «прототип» этой постановки, «День радио», идет уже много лет). Во всяком случае, у меня давно было желание снять по этому спектаклю кино. Хотя бы потому, что ни один наш режиссер сегодня не имеет не то что сумасшедшего – достаточного бюджета. А значит – он не имеет возможности так «размять» материал с актерами, как это уже произошло в готовом спектакле. А когда ребята уже много лет это играют – мне гораздо проще что-то поменять, куда-то постановку «повести»…[b]– И куда же вы ее «вели»?[/b]– Мне хотелось снять комедию в хороших старых русских традициях.[b]– Не случайно в фильме очевидны интонации «Волги-Волги»…[/b]– Да-да, и еще «12 стульев» – того кино, к которому привык наш зритель. Именно туда мне и хотелось «повести» картину. Почему у нас, когда снимают комедию, в последнее время возникает и второй, и 16-й, и 25-й план…Ну зачем мы все время считаем зрителя глупее себя? Это неправильно. Мы должны просто показать ему то смешное, забавное, комическое, что вроде бы в жизни лежит на поверхности. Однако сегодня нормальная комедия положений – это уже редкость.[b]– То есть вы считаете, что комедия положений – это очень современный, необходимый сегодня жанр?[/b]– Не знаю, насколько он современен – но мне принципиально не нравится то, что делается этом жанре сегодня. Если не говорить про «Особенности национальной охоты», где чистая комедия и совершенно понятно, о чем идет речь, каков социальный фон картины, а в результате – кто хочет, тот задумывается, кто не хочет, тот просто смеется… Я русский человек, я снимаю кино про нас. И отношусь очень ответственно к тому, что я делаю. Причем неважно – это «Next», «КГБ в смокинге» или же «Фаталисты» – но мне не стыдно ни за одну картину. Это каждый раз какой-то отдельный период, особый год в моей жизни. И, в общем-то, мне ни за один из этих годов не стыдно.[b]– Вернемся к фильму: скажите – а вот в этой политической, выборной тематике, которой посвящена картина, вас самого что больше всего волнует?[/b]– Меня лично ничего не волнует. Я в этом, во-первых, ничего не понимаю, и вообще – в принципе мне меньше всего хотелось бы думать о политике – потому что для этого есть люди, которые ею занимаются. А мы занимаемся кино. Искусством. Если хотите, более пафосно – просветительской деятельностью.[b]– Иными словами – просвещением… в комедии?[/b]– И в комедии в том числе. Мне вот друзья звонят через вечер: ну что, Фома, ну что это такое?! Мы перестанем ходить в кинотеатры. Давай уже! И я понимаю – это смешно, это шутка, но на мне лежит та же самая ответственность, что и перед любым деятелем искусства: дать публике качественную «продукцию»… Ну а самый главный для меня критерий ответственности (в смысле реакции на фильм) – это мои родители и мой сын. Это – мой самый главный зритель. Когда мой ребенок посмотрел «Молодой Волкодав», все 12 серий, которые я снял – и при этом рыдал, плакал, переживал… А я там снимаюсь в эпизоде – меня убивают, и у него сразу реакция: папу убили! Все, это была трагедия! Но в принципе заставить семилетнего мальчика, который вырос на мультиках, всяких там «Шрэках» – и прочее, и прочее – отсмотреть 12 серий… А он именно сидел не отрываясь – приехал на дачу, и ни в футбол, никуда – только смотрел… Я, конечно, понимаю, что он вырастет и, может быть, воспримет все это по-другому. Но на сегодня… факт остается фактом! Так что сейчас я всегда делаю кино, периодически сверяясь с этим критерием: что моим зрителем в любой момент может стать мой сын. Поэтому ни в одном моем фильме нет халтуры.[b]– А вот я посмотрела интернет-оценки после просмотров фокус-аудитории: люди считают, что ваш фильм «разбежится» на фразы… Я, в общем-то, с ними согласна. А как вы считаете – какие фразы «убредут» в народ в первую очередь?[/b]– Я даже не знаю, мне сложно сказать, не хочу загадывать.[b]– Но вы согласны, что «разбредутся»?[/b]– Думаю, да.[b]– И вы готовы к славе изобретателя нового кинофольклора?[/b]– Знаете, что касается «славы», то мне хватит «Меня зовут Арлекино». Так что сейчас я уже просто занимаюсь искусством. А если мое кино ждет успех – замечательно, я буду рад.[b]– Над чем вы сейчас работаете?[/b]– Запускаем новый проект – с прокатчиками, я как раз взбудоражил крупную российскую прокатную компанию на то, чтобы они сами снимали кино. Так что у них сейчас дебют со мной. Пока рабочее название фильма «Спаси и сохрани». Это 18-й год, героическая, патриотическая история. Маленькая группка офицеров пытается через всю Сибирь прорваться в Екатеринбург и освободить семью царя.[b]– На сей раз никакого юмора, это серьезное, трагическое кино?[/b]– Да, это очень серьезно. Выстроена такая «великолепная семерка» – то есть по всем стандартным законам вестерна. Их сдают тут же, против них вся Красная армия, а их всего 9 человек.[b]– Вы режиссер фильма?[/b]– Да, и играю главную роль.[b]– И еще «немножко продюсер»?[/b]– Да я всегда продюсер в своих картинах – простоне афиширую этого.