Якорь для инвестора
[b]В 2006 году иностранные коммерсанты вложили в экономику Москвы 43,5% общего объема инвестиций, привлеченных Россией.[/b]Инвестиции – это кровь экономики. Рыночная экономика невозможна без постоянного привлечения средств коммерсантов и организаций. Бизнес вкладывает деньги в те сферы деятельности, которые принесут ему прибыль. Это суть рынка. Предприниматель зачастую инвестирует заемные средства, которые необходимо отдать банку с процентами. Он должен окупить вложения и получить достойный для него результат. Для эффективной оценки выгоды и рисков вложения средств должны быть выработаны четкие и прозрачные правила игры – законы. В Московском городском университете управления правительства Москвы прошел «круглый стол» на тему «Проблемы реализации инвестиционных программ Москвы и пути их решения на современном этапе». Он состоялся в рамках выездного заседания комиссии Московской городской думы по экономической политике и предпринимательству.[b]Правила игры надо уточнять[/b]Законодатели города приступили к разработке закона Москвы об инвестиционной деятельности. Идет подготовительный период. «Круглый стол» – один из этапов этой деятельности. Во встрече участвовали заместитель председателя комиссии МГД по экономической политике и предпринимательству Игорь Протопопов (депутат от фракции «Единая Россия»), члены комиссии единоросс Михаил Буянов и депутат от фракции «Яблоко – Объединенные демократы» Иван Новицкий. Кроме того, в работе «круглого стола» приняли участие представители столичных правительственных департаментов и префектур. Депутаты подчеркивали, что такого рода встречи – обычная практика для Мосгордумы. Столичным законодателям необходимо советоваться с чиновниками, обладающими оперативной информацией и богатыми опытом практической деятельности. Чтобы ответить на вопрос «Как?», нужно иметь представление о реалиях и выявлять слабые места.«Инвестиционный процесс регулируется рядом законодательных актов и множеством распорядительных документов, – отметил Игорь Протопопов. – Но четкого структурного подхода к инвестициям (в большей степени, я имею в виду капитальное строительство) пока нет. Необходим закон города об инвестиционной деятельности».Любопытно, исполнительная и законодательная ветви столичной власти «голосуют» за разработку более четких правил инвестиционной деятельности.Признают наличие бюрократических препон, несогласованностей. Между тем для осуществления инвестиционного контракта по строительству жилого дома в Москве требуется в среднем 2–4 года. А в рыночном раю, например, в Нью-Йорке или Токио, на эти цели уходит 7–10 лет.Но нам нужно завоевывать доверие инвесторов. В том числе, кстати, и своих собственных. Если нет четко регламентированных правил, то российский бизнес и капиталы устремляются на Запад.Ясно прописанные правила позволяют заметно снизить риски вложений. Что называется, есть переправа – есть и «ходоки».[b]В одни ворота не играют[/b]Где и в чем вязнет инвестиционная динамика? Где и в чем сомневается инвестор? Как нарушаются права города? Столица создает благоприятный инвестиционный климат, исходя из собственных интересов – интересов москвичей. Вложения сами по себе – не самоцель. Они должны быть выгодны инвестору. Но они должны быть выгодны и городу. Работать на реализацию приоритетных социально-экономических программ, осуществляемых правительством Москвы.Последние 5–10 лет инвестиционный процесс, прежде всего в сфере капитального строительства, регулировался следующим образом: готовился распорядительный документ правительства Москвы, обозначался инвестор и доля города в инвестпроекте. А уже конкретные параметры – кто и как будет строить – уточнялись в ходе исполнения данного документа.Далее составлялся инвестиционный контракт. В ходе этой работы начинались естественные трения. Любой инвестор заинтересован вложить меньше средств и получить при этом больше прибыли. А город заинтересован в четком выполнении задачи. В результате, постепенно, на стадии подписания контракта, первоначальный распорядительный документ начинал претерпевать некоторые изменения. Нередко процесс подписания контракта затягивался. Случалось и так: уже в процессе строительства инвестор предлагал заменить долю города неким натуральным выражением. Например, благоустроить ряд соседних дворов. Конечно, благоустройство – это неплохо. Но не любой ценой. Или документ предполагал строительство 10 тысяч кв. м, а на практике объект вырастал до 25 тысяч. Как следствие, через 3–4 года, по окончании работ интересы города подменялись интересами инвестора.А ведь контракт заключался для достижения взаимовыгодных интересов. Бесконечно так продолжаться не могло, заявили депутаты.[b]Грядет глобальное потепление[/b]Инвестиционный климат столицы достаточно благоприятный. Тем не менее отцы города заинтересованы в дальнейшем его потеплении.Уже предпринимаются практические шаги. В настоящее время нужно уходить от практики проведения аукционов по определению наибольшей доли города в инвестконтракте. «Пришла пора земельных аукционов, – считает, в частности, Иван Новицкий. – Сейчас в контракте, в соответствии с актами разрешенного использования, определяются параметры строящихся объектов. В перспективе нужно определять параметры земельного участка. А продаже должны подлежать права собственности на землю».То есть инвестор на аукционе приобретет конкретный участок с конкретной документацией. Он уже не сможет вместо 10 тысяч кв. м построить все 25. Но он четко будет знать, куда и на каких условиях вкладывает средства. Инвестору необходима прозрачность. Прямая, «без закоулков» дорога, по которой он сможет идти к своей цели. Инвестора нередко отпугивает слишком большое количество разного рода распорядительных документов.В этом ворохе бумаг подчас сложно разглядеть реальные правила игры. Москва развивается в условиях системного дефицита земли. Инвестору говорят: «Вложите 1 миллиард рублей в реорганизацию данной промышленной зоны. Перебазируйте отсюда предприятия. Заплатите компенсацию собственникам земельных участков. Тогда, может быть, вы получите такую-то прибыль». Инвестор не понимает выражения «может быть». Он рискует собственным и заемным капиталом. Прозрачность – вот гарантия усиления инвестиционного потока. Этот уровень прозрачности и должен привнести будущий закон города об инвестиционной деятельности. И дискуссия на «круглом столе» этот постулат еще раз подтвердила.[b]От концепции до закона[/b]Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» трактует: – Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права… вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.Инвестиционная деятельность – рисковая деятельность. Инвесторы работают, опираясь на федеральные нормативные акты, Гражданский, Градостроительный, Жилищный кодексы.Теперь московским законодателям необходимо обобщить все имеющиеся нормативные акты и принять закон «Об инвестиционной деятельности в Москве». В первую очередь будущий документ будет регулировать взаимоотношения инвесторов и города в сфере капитального строительства. В 2003 году была создана рабочая группа по подготовке такого закона.Предполагали, что он сможет организовать «правила дорожного движения» в области инвестиций, независимо от формы вложений. Нынче наступил момент конкретизировать этот процесс. Столице нужно регулировать инвестиционную деятельность в привлекательных для него направлениях.В 2006 году Департамент по экономической политике и развитию Москвы на конкурсной основе заказал разработку закона. На данном этапе ученые создали его концепцию. Целями и задачами закона концепция провозглашает, в частности, повышение инвестиционной активности в Москве, увеличение налоговых поступлений в столичный бюджет, защиту прав инвесторов, создание организационно-правового механизма отбора, учета и реализации инвестиционных программ.Глава вторая концепции посвящена приоритетным направлениям инвестиционной деятельности в столице.К таковым относятся: разработка и внедрение наукоемких технологий, создание социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, развитие строительного комплекса. Среди приоритетов – создание благоприятных условий для динамичного развития сферы образования, туризма и системы малого бизнеса.Концепция оговаривает принцип действия адресных городских целевых инвестиционных программ и проектов. Подробно прописаны права и обязанности инвесторов и органов государственной власти. Не обойдены вниманием меры государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории столицы.Закон об инвестиционной деятельности в городе, без сомнения, станет одним из базовых регуляторов экономики нашего мегаполиса.Процесс пошел. Принятие данного документа заметно улучшит инвестиционный климат в Москве. А это, в свою очередь, позволит осуществить большее количество социально-экономических программ. Стало быть, он выгоден не только потенциальным инвесторам, но и рядовым москвичам.[b]КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ[i]Михаил БУЯНОВ, депутат Московской городской думы, член комиссий МГД по экономической политике и предпринимательству, по городскому хозяйству и жилищной политике:[/b]– Принятие данного закона объективно назрело. Развитие Москвы без привлечения серьезных инвестиций просто немыслимо.Столица опирается в этой деятельности на целый ряд законодательных актов. Но правила игры следует совершенствовать. Правовое поле создает эффективное экономическое пространство. Законодателям нужно определить порядок вложения инвестиций и участия города в этом процессе. И все станет на свои законные места. В законе важно обозначить как права, так и обязанности инвесторов и города – стороны, привлекающей инвестиции.Инвестор должен с самого начала четко представлять, что он получит в результате вложения капитала. Город должен быть уверен, что на данном конкретном земельном участке построят именно то, что нужно Москве. Причем в оптимальные сроки. Сегодня уже недостаточно просто привлекать инвестиции. Важно, чтобы средства частного бизнеса целенаправленно вкладывались в реализацию городских инвестиционных программ. Столица нуждается, например, в строительстве доходных домов, социальном жилье, спортивных сооружениях. В Москве построено немало продуктовых магазинов шаговой доступности. Теперь требуются такие же магазины промышленных товаров. И город готов принять подобные инвестиции.Итак, идет активная проработка положений закона. Он должен быть конкретен, понятен, современен.[/i][b]КОНТРОЛЬНАЯ ЦИФРА[/b][i]Иностранные инвестиции в нефинансовый сектор экономики Москвы в 2006 году составили около 24 миллиардов рублей. 40 процентов всех инвестиций, или 10 миллиардов рублей, приходится на оптовую и розничную торговлю. По четыре миллиарда иностранные коммерсанты вложили в сферы транспорта и связи, а также в операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг. В производство кокса и нефтепродуктов зарубежные предприниматели инвестировали 2,2 млрд долларов.[/i]