Из банкиров в экскурсоводы
[b]В Лаврушинском переулке в залах графики открылась выставка «Среди коллекционеров. Графика в московских частных собраниях конца ХIХ – начала ХХ века». На ней показаны лучшие работы (всего около 250) из 21 коллекции таких знаменитостей, как Морозовы, Рябушинские, Остроухов, Бахрушин…[/b]Сейчас коллекционировать произведения искусства стало модно и престижно. В ГТГ вспоминают о предшественниках тех, кто ныне увлечен этим занятием. Разделы выставки сформированы не по художникам или временным периодам, а по собраниям.Большинство частных коллекций начала прошлого века в Третьяковке оказались после революции. Тогда многие меценаты передали их сюда из соображений сохранности. И в 1918 году здесь сделали выставку на основе этих работ. Потом большую их часть национализировали, а меньшую – отдали владельцам. Интересно, что многие вещи, оставленные коллекционерам, впоследствии канули в Лету. А вот то, что передали в Третьяковку, удалось сохранить.Впрочем, многие коллекции были столь обширны, что сами превратились в музеи. А бедные бывшие хозяева оставались при них хранителями или даже, как Иван Морозов, всего лишь экскурсоводами.Как правило, владельцы выдающихся частных собраний активно взаимодействовали с художниками. Благодаря этому город получил массу не только чудесных работ, но и красивейших особняков, оформленных лучшими мастерами своего времени. Нынешним собирателям до такого уровня пока еще расти и расти. Хотя хороший пример предшественников вдохновляет. Вот и создатель недавно открывшегося первого в Москве частного музея нашего времени Игорь Маркин недавно признался, что мечтает построить для своей коллекции красивое здание, которое бы украсило Москву.Биографии Мамонтовых, Морозовых, Рябушинских у всех на слуху. Но в Третьяковке сейчас выставлены произведения, принадлежащие и менее известным коллекционерам. Например, доктору медицинских наук, профессору Виктору Воробьеву. Его собрание, ядром которого была графика, сформировалось в 1910-е годы. Оно включало в себя работы знаменитых художников разных периодов – от Карла Брюллова до Константина Сомова.После революции Воробьев не эмигрировал, но продолжал работать по специальности. И стал виднейшим советским фтизиатром и директором учрежденного по его инициативе Государственного туберкулезного института. Он заведовал и туберкулезными санаториями в Захарьине и Крюкове. В одном из них по его приглашению отдыхали и работали художники Апполинарий Васнецов и Николай Касаткин. Свое собрание Воробьев, как и многие его единомышленники, передал после революции на сохранение в Третьяковскую галерею. Часть работ ему потом вернули.Впрочем, рядового зрителя на нынешней выставке в ГТГ заинтересуют не столько биографии коллекционеров, сколько экспонируемые работы. Они не обманут ожиданий. Посетителей здесь поджидает Серов во всем разнообразии своего таланта, с такими несхожими рисунками, как ранний дождливый деревенский пейзаж и зрелые изысканные портреты красавицы Гиршман. Изгибами тропинок в Версальских садах поманит Александр Бенуа. Красивыми барышнями на кушетках, столь же очаровательными, сколько комичными, увлечет Сомов. И, конечно, есть здесь и фантастически красивые эскизы театральных декораций, и потрясающе оформленные обложки знаменитых журналов. Словом, все то, за что мы так любим Серебряный век.[b][i]Выставка продлится до конца октября[/i][/b]