Контроль за оборотом наркотиков в России
Наркополицейскими совместно с сотрудниками ФСБ была пресечена деятельность организованной преступной группы, пытавшейся осуществить контрабандный вывоз ангидрида уксусной кислоты, являющегося основным веществом, используемым при изготовлении героина, с территории России в Афганистан. В ходе проведения операции в Нижнем Новгороде и Москве задержаны 3 гражданина, в том числе организатор контрабандной поставки — гражданин России афганского происхождения, изъято 10 т ангидрида уксусной кислоты, крупные суммы денег, поддельные документы, печати и т.д. Выяснилось, что 45 бочек (объемом 200 л каждая) с произведенным на одном из предприятий Нижегородской области прекурсором находились в контейнере на территории ОАО «Трансконтейнер» на железнодорожной станции Костариха Нижнего Новгорода под видом вещества диэтилфтолат. Как выяснилось, в планы преступников входила организация систематических поставок ядовитого вещества в Афганистан партиями до 300 т. По факту возбуждены уголовные дела по ст. 234 УК РФ («незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ с целью сбыта») и ст.188 УК РФ («контрабанда»). Проводятся дальнейшие оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия. Три степени контроля Буквально на следующий день состоялось заседание рабочей группы по совершенствованию нормативной базы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Общественного совета при Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Ее участники обсудили проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ». Как отмечалось на заседании рабочей группы Общественного совета, одной из важных составляющих противодействия незаконному распространению наркотиков является организация эффективного контроля за оборотом прекурсоров – компонентов для изготовления наркотических средств и психотропных веществ. В настоящее время российская нормативная правовая база в этой области недостаточно совершенна и не в полной мере отвечает требованиям Конвенций ООН о наркотических средствах. Имеющиеся в действующем законодательстве меры контроля за оборотом прекурсоров в основном направлены на обеспечение контроля за ними при экспортно-импортных операциях. Данный законопроект призван выстроить систему государственного контроля за оборотом прекурсоров внутри страны. Значительные объемы находящихся в обороте прекурсоров (только в 2006 году в России было произведено для нужд промышленности и быта порядка 11 млн тонн) и недостаточность контроля как процесса производства, так и сделок с этой специфической химической продукцией, не исключают их утечки из легального оборота в незаконный. В ходе обсуждения члены Общественного совета при ФСКН России Людмила Алексеева (председатель Московской Хельсинкской группы), Олег Зыков (главный врач 12-го наркологического диспансера г. Москвы), Николай Кропачев (первый проректор Санкт-Петербургского государственного университета), Борис Вишняк (президент межрегионального фонда «Образование в III тысячелетии») и другие поддержали нормы законопроекта, направленного на создание правовых основ формирования и функционирования механизма эффективного государственного контроля над оборотом прекурсоров и противодействия их незаконному обороту. Проект закона предусматривает три степени контроля за различными категориями прекурсоров, перечень которых предлагается составить из трех списков. Включение в списки тех или иных прекурсоров будет осуществляться с учетом информации о фактах использования конкретных веществ при незаконном изготовлении наркотиков, особенностях их физико-химических свойств, масштабов и объемов оборота в сфере международной торговли, а также их использования в промышленности и быту. По мнению членов Общественного совета, необходимо избежать в дальнейшем ужесточения уголовной ответственности за нарушения в сфере оборота прекурсоров, если они напрямую не связаны с незаконным изготовлением наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, В. П. Иванов, президент Российского союза химиков, в состав которого входит около 1000 крупных производителей и потребителей прекурсоров, отметил, что в настоящее время у законопослушных участников рынка химических веществ и ФСКН России нет взаимных претензий. Это объясняется тем, что в этих структурах созданы специальные подразделения, осуществляющие контроль за оборотом этой категории веществ. Членами Общественного совета принято во внимание обращение президента Российского союза химиков В. П. Иванова и председателя Независимого экспертного совета по химическим веществам двойного назначения А.А. Аякина о поддержке и одобрении основных положений законопроекта. Мы за умный закон Директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. В. ЧЕРКЕСОВУ Уважаемый Виктор Васильевич! Независимый экспертный совет по химическим веществам двойного назначения при участии Российского союза химиков рассмотрел разработанные ФСКН России законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», а также направленный на реализацию его положений проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681». Считаем целесообразным поддержать и одобрить основные нормы законопроекта и инициативу о дифференциации мер контроля оборота различных прекурсоров с учетом информации об их фактическом использовании при незаконном изготовлении наркотиков, особенностей, значения в промышленности и быту, масштабов и объемов оборота в сфере законной торговли. Одобряем принцип подхода к формированию списка прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, номенклатуру прекурсоров, а также их принадлежность к той или иной категории подконтрольных веществ. Считаем также, что установление государственного контроля над оборотом прекурсоров, их ранжирование по степени общественной опасности преследует одну цель – защиту здоровья населения страны и обеспечение социальной, экономической и национальной безопасности Российской Федерации. Надеемся, что принятие указанных законопроектов позволит установить требования и условия для деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, основанные на балансе достаточности мер по предотвращению поступления таких веществ в незаконный оборот и интересов субъектов предпринимательской деятельности в данной области. Российский союз химиков, основываясь на заключении Независимого экспертного совета по химическим веществам двойного назначения, поддерживает разработанные ФСКН России законопроект и проект постановления Правительства Российской Федерации, направленные на создание правовых основ формирования и функционирования механизма эффективного государственного контроля над оборотом прекурсоров и противодействия их незаконному обороту. Президент Российского союза химиков В. П. ИВАНОВ Председатель Независимого экспертного совета по химическим веществам двойного назначения А. А. АЛЯКИН Справка ВМ: Ангидрид уксусной кислоты в соответствии с нормами международного права и законодательства Российской Федерации является одним из основных веществ – прекурсоров, используемых для незаконного изготовления героина, метаквалона и кокаина. Оборот данного вещества регламентирован и подконтролен, перемещения ангидрида уксусной кислоты внимательно отслеживается соответствующими структурами ООН в рамках международной операции «Сплоченность». Кроме того, ангидрид уксусной кислоты – ядовитое вещество, так как он токсичен. Его пары вызывают воспаление респираторной системы и глаз, жидкость может вызывать тяжелые ожоги роговицы и кожи. Поставки наркотиков из Афганистана имеют устойчивую тенденцию к росту. В 2006 году на территории Афганистана было произведено более 600 тонн смертоносного наркотика – героина, а в 2007 году собрано около 8200 тонн опия, 3300 тонн которого в настоящее время там уже складировано, что позволит изготовить не менее 820 тонн героина. Для переработки такого объема опия в героин в 2007 году в Афганистане потребуется от 15,6 до 24,2 тысячи тонн прекурсоров, в том числе около 3000 тонн ангидрида уксусной кислоты. В последнее время совместными усилиями стран ОДКБ, НАТО и правительства Афганистана удалось сократить площадь посевов опиумного мака, но наркопреступность, культивировав новые виды растения, повысила эффективность производства зелья. Завоз в Афганистан только 10 т ангидрида уксусной кислоты позволил бы наркопроизводителям с его помощью изготовить около полутонны героина (чистотой в пределах от 80 до 90%).