Высокая музыка
В минувшую среду, 14 ноября, в рамках сезона 2007 – 2008 года, известный московский любительский смешанный камерный хор ARS VIVA подготовил концерт под названием «Памятные музыкальные даты». Состоялся он в конфернц-зале Российской Государственной библиотеки (бывшей «Ленинки»), где хор дает регулярные концерты, всякий раз собирая пусть не очень большую, но весьма искушенную и преданную отечественной и мировой песенной классике аудиторию.Прозвучали духовные песнопения П.Г. Чеснокова (1877 – 1944), П.И. Чайковского (1840 – 1893), М.С. Березовского (1745 – 1777), Ф. Мендельсона (1809 – 1847) и сочинения С.И. Танеева (1856 – 1915).Создан хор был в 1999 году. С тех пор он ведет активную деятельность, выступая с концертами и участвуя в фестивалях в России, Австрии, Германии, Испании, Польше, Чехии, Италии, где в 2000 году стал победителем престижного международного конкурса “MUSIK WORLD”. Его репертуар включает в себя духовную и светскую музыку России и западноевропейских стран ХV – ХХ веков, а также русские, украинские и казачьи песни. Мужская и женская группы хора имеют самостоятельный репертуар. В зависимости от программы состав хора колеблется от 24 до 50 певцов. Концерты этого творческого коллектива всегда находят самый живой отклик у слушателей и проходят с неизменным успехом. За границей в основном исполняются произведения русских композиторов – Бортнянского, Чайковского, Танеева, Рахманинова… В России хор предпочитает больше петь произведения Палестрины, Шютца, Генделя, Шуберта, Грига и других зарубежных композиторов, знакомя российских слушателей с шедеврами европейской музыкальной и песенной культуры.У “ARS VIVA” обширные контакты за рубежом. Наладил их художественный руководитель хора Валерий Николаевич Манин. Это его, а также главного дирижера Павла Евгеньевича Карпова и хормейстера и дирижера Марии Викторовны Бабалаевой заслуга в том, что хор популярен и любим.Слово В.Н. Манину.-Валерий Николаевич, почему сегодня так мало стали петь и слушать «в народе» хорошую, настоящую музыку? Что случилось, в чем причина?- Главная причина катастрофического падения вкуса и влечения молодого, а отчасти и «среднего» поколения к настоящей музыке и пению кроется в крайне слабой музыкально-просветительской деятельности, грандиозной пропаганде в СМИ «попсы» и отсутствии целенаправленной нравственно-музыкальной работы в начальных классах школы. Ведь настоящая игра на каком-либо музыкальном инструменте предполагает в первую очередь живое движение души исполнителя. Такой талант дается далеко не всем. Но его необходимо искать в каждом ребенке, не лишенном способностей к музыке. Об этом сегодня редко кто вспоминает. К сожалению, общество почти перестало заботиться о пополнении своего духовно-нравственного багажа. Когда-то во всех школах распространялись дешевые, доступные билеты и абонементы на самые разные концерты классической музыки. Стоили они буквально копейки! - Да, сегодня на хороший концерт даже не каждый взрослый попадет. Дороговато обходится. Раньше, помнится, сама атмосфера страны была буквально пропитана классической музыкой. Да и от эстрадных песен добропорядочные родители не оттаскивали своих малых детей за уши. Пели Шульженко, Панина, Юрьева, Обухова, Виноградов, Утесов, Нечаев… По «кухонному радио» в коммуналках передавались не только речи политических лидеров страны и выступления знатных доярок и именитых станочников, но лились виртуозные пассажи великих музыкантов, звучали голоса крупнейших вокалистов классической сцены.- В свое время точками притяжения классического музыкального искусства были Дворцы пионеров, Дома культуры вузов и клубы при предприятиях. В скромных клубах колхозов и совхозов тоже кипела «жизнь в искусстве», простая, порой безыскусная, но она, эта жизнь, именно кипела. Были там и свои хористы, и свои солисты… Их художественные руководители получали подготовку и регулярную переподготовку в творческих вузах страны, не допускавших в свои учебные программы ничего низкопробного, пошлого. На такой животворной почве не могли не рождаться таланты. Сейчас такой почвы почти не осталось. Нетрудно предположить, чем это грозит обществу.Олег ПОВЕТКИН Фото Александра ШОГИНА