Денис Мацуев – подлинная звезда академической музыкальной сцены
Заслуженный артист России Денис Мацуев – подлинная звезда академической музыкальной сцены, символ российского пианизма. Счастливчик Денис не знает, что значит выступать в полупустых залах и обзванивать знакомых, чтобы купили билеты. Он – желанный гость любого концерта. Поклонники обожают слушать в его исполнении и Чайковского, и джаз. Мацуев проводит собственный фестиваль «Крещендо» – цикл концертов с участием молодых талантливых музыкантов России. Фестиваль параллельно проходит в России и в Париже. – Говорят, что ваш филармонический абонемент раскупается как билеты на концерт Мадонны. Поделитесь секретом успеха. Что это – грамотный пиар? – Успеха в Москве за год за два добиться невозможно. Я шел к этому долгих десять лет. Потому что Москва – это особая точка. Ее не сравнить ни с одной столицей мира. Здесь очень странные законы. Очень непонятная публика, очень трудно укрощаемая. Пиар, конечно, нужен. Но пиар в Москве – это не панацея. Нашу публику нужно брать кровью. А что касается абонементов, я их очень люблю. Они сохраняют аудиторию. Потому что восемьдесят процентов билетов на внеабонементный концерт скупается спекулянтами. У меня был замечательный случай. Я как-то шел на свой концерт. Ко мне подходит спекулянт: «Билет нужен?» – «На кого?» – «На Мацуева» – «Сколько стоит?» – «14 тысяч рублей». Я билет не купил, естественно, но было приятно. – К сожалению, у молодежи не считается модным ходить в консерваторию или Дом музыки… – Наоборот. Я разрушил этот стереотип. Если вы придете на мой концерт, вы поймете, насколько разношерстная и разновозрастная публика собирается. И я этим очень дорожу. Больше того, я считаю это своим достижением. Я приложил много усилий, чтобы привлечь на свои концерты молодежь. Потому что это просто полезно – слушать классическую музыку. Она не только облагораживает, она – как чистый родник на фоне того, что происходит во всех медиа. Я тут как-то болел пять дней. Лежал, смотрел телевизор. И постепенно начал понимать, что схожу с ума. То, что происходит на нашем телевидении, это, мягко говоря, ужасно. За исключением, конечно, канала «Культура» – единственного глотка свежего воздуха. Нет, поймите правильно. Я вовсе не считаю, что в девять вечера по телевизору обязательно должны звучать симфонии Чайковского или концерты Рахманинова. Но когда-то и они должны звучать! – Если бы журнал Forbes провел рейтинг самых хорошо зарабатывающих музыкантов России, кто бы оказался в первых рядах? – Ни один из пианистов не попал бы в него. И вообще меня это настолько интересует, если честно! Я часто даже не знаю, сколько я получаю за концерт, доверяю своим продюсерам. А вообще, я вам скажу, что наши доходы несопоставимы ни с поп-, ни с рок-музыкой. Совсем другие суммы. И, к сожалению, нам эту нишу не пробить. Хотя, если бы я захотел, я мог бы пойти путем зарабатывания денег. Меня неоднократно приглашали играть на частных вечеринках, предлагали очень хорошие суммы. Например, однажды предложили пятьдесят тысяч за маленькое выступление на чьей-то свадьбе. Но понимаете в чем дело? Если моей целью будет зарабатывание денег, я, как музыкант, очень быстро кончусь. Представьте, ты выходишь на сцену Большого зала консерватории, думая о деньгах! – Вы сейчас очень популярны. Ваши менее известные коллеги говорят про таких: «раскрутилися». Вы чувствуете на себе зависть сверстников, тех же участников фестиваля «Крещендо»? – Я никогда не ощущал на себе какую-то зависть. Может, и завидуют. Но поверьте мне, я стараюсь делать как можно больше хорошего для других. А фестиваль «Крещендо» для того и создал, чтобы наши молодые музыканты, которые больше известны на Западе, чем в России, могли прославиться на родине. Вообще, я считаю, что пришло время создавать некое агентство или фонд или еще какую-то структуру, которая помогала бы молодым музыкантам жить и играть в России. Может быть, я создам нечто подобное на базе «Крещендо». – Популярность как-то изменила вашу жизнь? – Особенно никак. Я не чувствую себя звездой. Я люблю по-простому собраться в моем родном Иркутске на берегу Байкала с моими друзьями, с которыми мы начинали. Посидеть в бане – с веником, с омулем, с пивом, с нырянием в Байкал. Поговорить по душам. Они все занимают не самое плохое место в этой жизни, но мы не говорим о работе и своих достижениях. Мы как будто возвращаемся на пятнадцать лет назад, когда были совсем пацанами. И ради таких мгновений стоит собираться. Кстати, они говорят, что я абсолютно не изменился. – Вы не живете в башне из слоновой кости. Появляетесь на фуршетах, позируете для глянцевых журналов. Я видела фотосессию в журнале одного торгового центра, где вы имитировали шоппинг: примеряли часы, галстуки от-кутюр… Согласитесь, это немного странно для академического музыканта? – Понимаете, в чем дело. Когда вы видите меня в глянцевых журналах, вы должны понимать, что я это делаю не от хорошей жизни. Если ты принял правила игры, а именно – стал популярным человеком в мире классического искусства, ты должен смело идти до конца. Я многого уже не делаю из того, что делал прежде: не появляюсь в ток-шоу, в глянцах. Был период, когда я «светился» очень часто. При том что классический музыкант, вроде бы, не должен этого делать. Часть академической аудитории, безусловно, была в шоке. Но у меня была высокая цель. Я думал: если меня увидят молодые люди в программе «История в деталях» или на страницах модного журнала, может быть, они заинтересуются и пойдут на мой концерт, начнут слушать классическую музыку. У меня был замечательный случай. Я ехал в такси. Доехал до нужного места, даю деньги таксисту. Он говорит: «Нет, денег не надо. Вы – Денис Мацуев?» – «Да» – «Я видел вас на концерте в честь Дня чекиста в Кремле. Мне так понравилось, что я решил пойти и послушать, как вы играете Бетховена в консерватории». – Замечено, что большинство ваших поклонниц – женщины. Это льстит вашему самолюбию? – Женщины-поклонницы – это прекрасно. Я в основном и играю для женщин. Потому что женская энергетика… Я бы без нее не прожил! – Вообще, какую роль в успехе у публики академического исполнителя сегодня играет сексапил? Правда, что современный меломан выбирает музыканта подтянутого, симпатичного, со стильной прической Юрия Башмета и бицепсами Владимира Спивакова? – Понимаете, если я кому-то нравлюсь – замечательно. Я ничего против этого не имею. Естественно, что люди смотрят на артиста и влюбляются в него. И всетаки я скорее согласен с Рихтером, который сказал, что лицо артиста выражает только работу. Я, как и Рихтер, на своих концертах предпочел бы выключать свет и направлять прожектор только на руки. Многие, например, заблуждаются, что ходить на концерт Мацуева – это как на развлечение. Это большая ошибка. Как сказал Юрий Хатуевич Темирканов, поход на классический концерт – это тяжелая работа. Нужно готовиться, настраиваться. Смотреть новые картины, читать новые книги. Хотя, конечно, законы шоу-бизнеса проникли и в нашу классическую музыку. Достаточно назвать трех теноров, которые конкретно зарабатывали деньги. Хотя и пели гениально. – Сумасшедшие влюбленные фанатки вас преследуют? – Признаются. Есть и сумасшедшие, которые караулят по подъездам, врываются в артистические. Разрывают на себе майки и говорят: распишитесь вот здесь. У меня такие случаи были. Но я с иронией к этому стараюсь относиться. Это тоже часть профессии. – А современную музыку вы слушаете? – Что вы имеете в виду под современной музыкой? – Ну, хип-хоп, например. – Понимаете… И в рэпе тоже можно найти свои таланты и свою прелесть. Но только не в нашей попсе. Наша поп-музыка – это просто кошмар. Это невозможно назвать даже эстрадой. Для меня российская эстрада – это Бернес, Шульженко, Утесов. – А западная? – Я, конечно, преклоняюсь перед профессионализмом Мадонны, Бритни Спирс и Кристины Агилеры. Но ненужно подавать их как богинь! Приезд Мадонны всеми СМИ преподносился как новость номер один. Я считаю, что это позор для России. Это говорит об ужасном уровне нашей культуры. Юрий Хатуевич Темирканов сказал про нее: «сумасбродная девчонка». – А какие пластинки вы дома ставите? Классику? Джаз? – Не только. Еще и рок. Я поклонник старого рока. «Deep Purple», «Rolling Stones», «Queen». Я очень много думал на эту тему: почему в одно и то же время появилось такое созвездие великих групп? А потом не появилось ничего. Почему сейчас нет молодых хороших групп? Так же в свое время почти в одно время жили Бах, Бетховен, Моцарт. Есть над чем задуматься…