Депутаты обсудили проблемы театра для детей
Как сообщает пресс-центр Мосгордумы, 10 декабря в рамках заседания комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям прошел круглый стол на тему: «Дети. Театр. Общество: проблемы востребованности, доступности и качества организации досуга для детей» . Предваряя дискуссию, председатель комиссии Евгений Герасимов (фракция «Единая Россия») сказал, что проблема искусства для детей и молодежи, в том числе театра для детей, является крайне актуальной. Речь идет об ответственности общества и творцов перед подрастающим поколением, ведь, создавая сегодня любое произведение, будь то книга, кинофильм, спектакль, картина, художники не должны забывать, что содержанием своих работ они влияют на формирование сознания и мировоззрения нашей молодежи. И, если задуматься о том, какие из-за стремления отразить негативные стороны жизни рождаются «опусы», то становится тревожно за будущую духовность общества. А об опасности такой свидетельствуют многочисленные обращения родителей и педагогов в Мосгордуму, когда они советуются с депутатами, стоит ли им идти на такой-то спектакль, чтобы не пришлось краснеть за ненормативную лексику, которую автор пьесы никогда не писал, или за натурализм любовных сцен. По словам Евгения Герасимова, в настоящее время делается многое для поддержки культуры и искусства. Например, в Москве с каждым годом все больше денег выделяется из бюджета города на эти цели: если шесть лет расходы на культуру составляли всего 4,5 млдр. руб., то на 2008 год они предусмотрены в целом в сумме 26 млрд. руб. При этом немалое внимание уделяется вопросам культурного воспитания детей. Так, по данным Департамента культуры, в минувшем году 40 процентов общего репертуара столичных театров было обращено к детям. Более 700 тысяч из 1 млн. 200 тысяч юных зрителей побывали в театре по особой программе бесплатного помещения спектаклей. В этом году большой популярностью пользуется еще одна городская акция «Всей семьей в театр». Все эти меры помогают решить задачу доступности театров для детей, прежде всего, детей из детских домов и интернатов, детей из малообеспеченных семей, но, по мнению депутата, сегодня встает вопрос о качестве художественных произведений для детей и молодежи, об их достойном содержании; о высоком профессиональном уровне режиссеров-постановщиков, художников, композиторов и актеров; об отсутствии в этих творениях пошлости и агрессии, бескультурья. В связи с этими важными приоритетами, как отметил Евгений Герасимов, и возникает необходимость в неком общественном органе - экспертном совете или комиссии, аналогичной Комиссии по монументальному искусству, который бы не занимался цензурой, а рекомендовал лучшие театральные спектакли из тех, что ставятся за бюджетные деньги, для просмотра детей и учащейся молодежи Москвы. Тем более, что такие призывы звучат не только среди родителей, педагогической общественности и представителей органов власти, но и всех творческих союзов и организаций. По словам инициаторов дискуссии - руководителя проектов по культуре Союза женщин России Галины Федосеевой и театрального режиссера-постановщика Элеоноры Шумиловой, и других участников круглого стола, создание общественного экспертного совета или городской комиссии для детского театра становится все актуальней, и проблем в этом деле накопилось немало. Особенно в связи с деятельностью самодеятельных театральных и эстрадных коллективов, всевозможных групп по организации детского досуга, которые массово выступают со спектаклями, концертами и детскими праздниками в детских садах и школах. Как показал недавно проведенный 1-й Московский открытый фестиваль спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир», уровень качества многих постановок не выдерживает никакой критики. Потому что хороших пьес малых форм для детей нет, их вынуждено пишут, как могут, сами режиссеры, художники-оформители не стремятся блеснуть мастерством, а актерский состав набирается из тех, кто не смог закрепиться на профессиональной сцене. В итоге из 29 спектаклей, представленных 24 театрами Москвы к участию в программе фестиваля, жюри смогло признать достойными лишь 9 постановок. Участники дискуссии считают, что многочисленные маленькие театры нуждаются в поддержке, начиная с подбора пьес для детского репертуара, организации творческих семинаров и мастер-классов ведущих режиссеров-постановщиков, не говоря уже об их объединении и простом учете, поскольку никто не может уверенно сказать, сколько таких театральных коллективов работают сегодня в Москве. В то же время специалисты отметили, что нужда в театральных спектаклях для детей, в том числе малых форм - самого демократичного вида искусств - огромная. Ведь в целях культурного воспитания молодежи город выделил немало средств на создание хороших сценических площадок в детских домах и интернатах, в социальных центрах, к тому же есть немало открытых площадок в городских парках культуры, которые с удовольствием были бы предоставлены под детские театральные и эстрадные постановки. Подводя итоги заседания, Евгений Герасимов заметил, что разговор по проблемам театра для детей только начался. Многие интересные предложения и рекомендации участников круглого стола будут обдуманы и обсуждены с представителями органов власти. И они обязательно найдут свое воплощение, поскольку их авторы исходили из желания изменить ситуацию в лучшую сторону, чтобы художественный уровень, качество и мастерство исполнения спектаклей для детей вновь поднялись на ту высоту, которую они когда-то занимали в нашей стране.