Бренд в России в авторитете
С недавних времен чипсы, пицца, горячительные напитки стали обретать имена собственные – бренды. И все чаще бренд действительно оказывается именем. Известные деятели стараются конвертировать свою раскрученную фамилию в сетевую марку, превращая в собственных пиаровских родственников все то, что пылится на магазинных полках. Как говорится, откроют коробку с мороженым – вспомнят и обо мне любимом. Так можно ли оценить популярность политика в кассовых чеках супермаркетов? Конечно, именные сетевые бренды бывают двух видов. Одни запускаются самими завсегдатаями телевизионных дебатов, другие уходят в мир помимо их воли (во всяком случае, ясно выраженной), что косвенно свидетельствует о ликвидности громкого имени. К первой категории брендоносцев-добровольцев, без сомнения, относится Владимир Жириновский. Вот уж кто вдоволь «усыновил» разнообразных товаров народного потребления. Начинал, как водится, с водки. Этому национальному напитку вообще везет на политические определения. Вспомните, как первую советскую качественную водку в народе прозвали «рыковкой» в честь тогдашнего премьера Алексея Рыкова, а поллитровка с ядовито-зеленой этикеткой, выпущенная в недолгое правление Юрия Андропова, естественно, вошла в историю как «андроповка». Вот и Жириновский порадовал народ сорокаградусной, на этикетке которой был изображен он сам в фирменной фуражке. Но водка для ВВЖ – это пройденный этап. Водка – ныне удел эпигонов. В мир ушли мороженое «Жирик» (видимо, с намеком на большое содержание жиров в продукте), одеколон имени главы партии, который логичнее было бы назвать «Запах ЛДПР». И наконец, символ современной цивилизации – дезодорант с той же фамилией на тубе. С намеком, видимо, на то, что грядет очередная избирательная страда, и элдэпээровцам придется немало попотеть, чтобы сохранить партийный рейтинг в восемь процентов. И чем ближе будет дата президентских выборов, тем чаще все товары либерально-демократических цветов будут попадаться на глаза. Есть же термин «продуктплейсмент». Это когда в кадре фильма вам навязчиво демонстрируют этикетку распиваемой героями-ментами бутылки. А теперь впору говорить о политическом продуктплейсменте. Это когда политики разного уровня и разной узнаваемости так и норовят проявить себя, засветиться в несвойственной им по жизни роли. Кто-то активно снимается в кино, изображая то прокурора, то бандита, кто-то не пропускает ни одного реалитишоу. Главное – чтобы личность постоянно фигурировала в кадре, как та бутылка с запоминающейся этикеткой. Апофеозом стали съемки сериала «Московская сага», где в значительном эпизоде кремлевского приема снялись вместе с женами многие завсегдатаи таких почетных мероприятий современности. Им, видимо, и пропуск в Кремль не надо было выписывать. Но вернемся к именным сетевым брендам. Водка «Горбачев» не имела никакого отношения к желаниям и планам последнего генсека, но ее появление было отражением его европейской популярности. Так же как и заполнившая прилавки «Путинка», которая напрямую ассоциируется с фамилией гаранта. Это явно ноу-хау производителей, а не президента. Однако все последние годы из разных городов и весей нашей обширной страны постоянно приходили сообщения о том, что имя Путина пытаются присвоить своей продукции то кондитеры, то парфюмеры. Но при всей безвкусице такой саморекламы с опорой на авторитеты нельзя не признать, что торт «Путин» – это все равно что лишних двадцать пунктов в объективном рейтинге. Непопулярным именем товар не назовут. Аппетит потребителя надо беречь. Правда, во всей этой истории есть один немаловажный психологический нюанс. Не дай бог, товар с громким именем на коробке окажется некачественным. Тогда брендоносителю несдобровать.