Главное
Эксклюзивы
Карта событий
Смотреть карту

На экраны выходит фильм «Нефть» Пола Томаса Андерсона

Развлечения
На экраны выходит фильм «Нефть» Пола Томаса Андерсона

На экраны выходит «Нефть» Пола Томаса Андерсона. Не будем перечислять награды фильма – их уже более 60. Плюс сорок номинаций на различные кинопремии, в том числе восемь – на «Оскар»-2008. «Нефть» будет показана и в конкурсе грядущей Берлинале-2008. Как все это удалось одной картине – большая загадка. Впрочем, история возникновения больших капиталов всегда интересовала западного зрителя. Тем более что сюжет картины основывается на известной книге Эптона Синклера 1927 года «Нефть!». Заметим, что в своей англоязычной версии лента именуется не так прямолинейно, а более библейски: «There Will be Blood» («И да будет кровь!»). Андерсон (кстати, это всего лишь пятая работа режиссера) на протяжении двух часов сорока минут помещает в кадр главного героя – Дэниэла Плейнвью (Дэниэл Дей-Льюс). В его сумрачное лицо можно всматриваться часами, безуспешно отыскивая там хотя бы намек на человечность. Все выжжено, как в техасской прерии, мизантропия в своем крайнем проявлении. Тяжелая ли работа сделала его таким, борьба за выживание или дурной характер – этого мы не узнаем никогда. Мы видим его в пустыне Дикого Запада – в числе таких же охотников за удачей герой взрывает дыры в земле, стараясь найти хотя бы признаки жидкого золота. Нищий шахтер, как и все вокруг, мечтает стать богачом – и эта мечта толкает его, как мощный двигатель. Он отправится на юго-запад штата, заплатив за информацию о местах, где нефть проступает на землю. Хитростью и ловкостью будет скупать земли фермеров Маленького Бостона. И в этом ему станет помогать малыш, невесть как оказавшийся у него на руках. Мальчик – залог удачной сделки, свидетельство, что его отец солидный семьянин. За мистером Плейнвью так и маячат подмигивающие тени нефтяных магнатов Эдварда Доэни и Джона Рокфеллера, заплативших большую цену за свое богатство. Собственно, главный месседж фильма весьма незатейлив – погоня за богатством, в данном случае – добыча нефти, соков земли, меняет людей. И не в лучшую сторону. Герой приносит богатство на некогда бедную землю, но в залог, говоря высоким штилем, отдает свою душу. Конечно, мистер Плейнвью отнюдь не Фауст, но страдания его классические. И чем мощнее потоки нефти вокруг него – тем слабее ручеек веры, надежды и любви. С любовью вообще тут туговато. Причем с любой. На протяжении всей картины рядом с героем не возникает ни одной женской фигуры (даже в зале публичного дома он ухитряется остаться в гордом одиночестве). Но авторы не делают это драмой всей его жизни. Похоже, нефтяник не испытывает никакой потребности в женском обществе. А вот мужчины вызывают у него просто шквал чувств. Например, псевдопроповедник Илайи Сандэя (Пол Дано), который раздражает его просто самим фактом существования и шарлатанскими приемами в своей хижине – церкви Третьего Пришествия. Впрочем, чувства у них взаимные. Списанный будто с нашего пресловутого Виссариона, канувшего в сибирскую тайгу, Илайя Сандэй (какое говорящее имя!), с одной стороны, юродствует, с другой – надоедает Плейнвью просьбами вернуть обещанные пять тысяч на строительство храма. А с третьей – совсем не похристиански вешает тумаков родному отцу, продавшему нефтеносную землю. Борьба нанайских мальчиков идет с переменным успехом – то нефтяник метелит пастора в грязной луже, то тот унижает его в храме. Впрочем, на последнюю акцию покаяния и вступления в общину прагматичный герой соглашается лишь затем, чтобы проложить трубопровод по земле несговорчивого фермера. Духовный конфликт уходит на задний план. Перед нами – два неприятных типа, лютых антагониста, кипящих злобой и ненавистью по отношению друг у другу, мечтающих о мести. В финале именно этот мотив станет роковым для обоих…. Кстати, фильм снимали не в Калифорнии, а в Техасе, в местечке Марфа (ранчо Магуайр) с населением 2400 человек, рядом с мексиканской границей. А в массовку позвали владельцев местных ранчо – они исполнили роли нефтяных рабочих. Ведь Андерсен понимает, что силен командой. Поэтому мастерство оператора Роберта Элсуита, художника-постановщика Джека Фиска, отличный звук и монтаж (все эти категории тоже номинированы на «Оскар») превращают локальную историю одного капитала в масштабное эпическое полотно о деградации человеческой личности, истоках алчности и амбициозности, мести земли за ее грабеж, лукавом соблазне Великой Американской Мечты. «Нефть» – фильм лаконичный, жесткий, мужской. Трудный. Но нужный. Особенно сейчас. С другой стороны, если бы Ходорковский успел посмотреть это кино в свое время – может, судьба его была бы не столь печальна? А у других олигархов есть еще шанс, поторопитесь, господа…

Подкасты