“Школа современной пьесы” отмечает 20-летие
В ЗДАНИИ на Трубной площади по адресу: Неглинка, 29, когда-то держал ресторан автор знаменитого салата оливье, Шаляпин зачастую здесь едал, пивал и певал, восхищаясь акустикой, Максим Горький привозил сюда друзей – артистов МХТ, чтобы с размахом отметить премьеру “На дне”, Чайковский праздновал здесь свадьбу, а Достоевский произнес знаменитую пушкинскую речь. Видимо, дух искусств так сильно впитался в эти стены и лепнину, что последующие обитатели– Дом крестьянина, стоматологическая клиника, Комитет по Ленинским премиям, сберкасса или Минобразования – так и не смогли его вытравить.Двадцать лет назад в нем открылся театр “Школа современной пьесы”, ибо любой театр начинается с современной пьесы – в этом убежден бессменный руководитель “Школы” Иосиф Райхельгауз.За 20 лет здесь поработали Алексей Петренко, Александр Филиппенко, Людмила Гурченко, Юрий Чернов, Владимир Качан, Владимир Стеклов, Ольга Яковлева и др. А современные классики – Семен Злотников, Людмила Улицкая, Евгений Гришковец, Борис Акунин – именно здесь почувствовали себя драматургами.В день рождения театра “Школа современной пьесы” на вопросы “ВМ” отвечает его руководитель [b]Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ.– Вы заканчиваете репетиции спектакля “Дом” по пьесе и с участием Евгения Гришковца. Идея этой пьесы как-то связана с юбилеем вашего дома?[/b]– Напрямую нет, но не стоит забывать, что Гришковец провел в нашем доме большую часть своей творческой жизни. Уже 12 лет у нас идут “Записки русского путешественника”, у нас же выпускались “Дредноуты”, “Город”.Пьеса “Дом” была написана специально для нас. Причем, часть спектакля – фильм, снятый Сергеем Соловьевым, и очень непривычная для зрителя сценография: попав в зал, они будут буквально шокированы окружающей обстановкой. Это история одного преуспевающего врача (его играет Александр Гордон), который хочет купить дом и берет в долг у своих богатых друзей.Хочу особо обратить ваше внимание на Саида Багова – он замечательно репетирует роль сына этого врача.[b]– В “Доме” играет Генеральный директор ОАО Территориальная генерирующая компания “ТГК-1” Борис Вайнзихер. Какие у вас были побудительные мотивы пригласить его в “Дом”, кроме того, что этот большой начальник много лет играет на сцене любительского театра?[/b]– Он сам по себе мне очень интересен, к тому же отлично соотносится со своим персонажем-начальником, так как сам большой начальник – 52, кажется, электростанции у него в подчинении. У нас еще играет дочка нашей гардеробщицы и билетерши. Я вообще люблю приглядываться к людям со всех сторон. Люблю людей объемных, интересных.[b]– В каком состоянии находится строительство новой сцены?[/b]– К огромному сожалению, в состоянии сильнейшего торможения на уровне чиновников нижнего звена. Когда начинают выполняться постановления, принятые на уровне Лужкова, Ресина, все вязнет в трясине этих коррумпированных чиновников, которые всячески тормозят любое решение, прячутся, когда приходишь к ним на прием, требуют согласования каждой бумажки в десяти инстанциях, заявляют, что на рассмотрение каждой нужно по шесть месяцев, хотя достаточно шести минут.[b]– Страна должна знать своих героев – давайте назовем их.[/b]– Нет, тут надо за руку ловить, иначе это бездоказательные обвинения. Один из них мне прямо и сказал – эх, не умеете, мол, вы, художники, с чиновниками работать. Да что обо мне толковать, если Дмитрий Медведев говорит, что Россия погибнет от коррумпированных чиновников. Звоню я какому-нибудь чиновнику, слушаю, как он любит наш театр.Прихожу назавтра – его нет на месте. Послезавтра – его ведомство расформировали или переименовали и так далее. Да что говорить, наш Альберт Филозов живет в однокомнатной квартире с семьей и детьми. Три года назад Юрий Лужков постановил выделить ему квартиру. Два года он ходил с этой заветной бумажкой по инстанциям и до сих пор живет в своей однушке.[b]– Вы задумали строить новую сцену под какие-то особые проекты?[/b]– Конечно! Я надеялся, что сцена у нас будет в 2009 году и тогда в 2010-м на ней выпустит спектакль питерский режиссер Андрей Могучий. Я договорился с несколькими крупнейшими европейскими режиссерами. Но для них нужно современное оснащение – ведь и наша основная сцена нуждается в реконструкции. Есть, например, такой мощный начальник – председатель Москомнаследия Валерий Шевчук – он все берет на себя, решает любой вопрос.Но как только дело спускается хотя бы на ступеньку ниже, все тонет в бумагах. В головах у нас кризис.[b]– Вы действительно занимаете уникальное здание, в стенах которого чего только не было – знаменитый ресторан с артистами-завсегдатаями, стоматология, Дом крестьянина, сберкасса и даже Комитет по Ленинским премиям. У вас домовые водятся?[/b]– Не то слово! На днях я прилетел из Нижнего Новгорода, где у меня был поэтический вечер. Захожу в театр в шесть утра. А там буквально в каждом углу кто-то шевелится. Правда, потом я вспомнил, что сейчас идет сессия, и моим студентам часто ночевать негде.