50 лет и вся жизнь
Нынешний год – юбилейный для Московской железной дороги: полвека со дня образования магистрали в существующих границах. Срок немалый. История Московской железной дороги написана трудом многих поколений железнодорожников. Скромных и немногословных тружеников, людей особого склада, беззаветно преданных своему делу. Иначе просто нельзя, ведь стальные магистрали поглощают целиком, становятся для каждого работающего на них жизнью и судьбой.На прошедшем недавно в Большом зале Управления Московской железной дороги торжественном собрании, посвященном 50-летию МЖД, чествовали всех тружеников дороги – и тех, кто работает сейчас, и тех, кто уже на заслуженном отдыхе. И первым делом отдельные слова благодарности – ветеранам магистрали. «От всего нашего большого коллектива хочу низко поклониться нашим ветеранам. Вы – гордость московской магистрали, – сказал начальник Московской железной дороги Владимир Старостенко. – Вашими умом, руками и смекалкой создана та мощная база, которую мы сейчас имеем!»На торжественное собрание ветераны прибывали заблаговременно. Многие неохотно давали интервью и стеснялись вспышек фотокамер, не привыкли. Они привыкли работать – каждый на своем месте, как винтики одного большого механизма. Кому-то это может показаться обидным – быть винтиком, а они гордятся, потому что именно они создавали этот уникальный механизм – Московскую железную дорогу, на которой прошла вся их жизнь.Лучшие люди дорогиНачальник Московской железной дороги Владимир Иванович Старостенко всегда с теплотой отзывается о тех, чьим героическим трудом написана история дороги. «Это люди, которых мы называем «золотым фондом» дороги, гордимся ими», – сказал Владимир Иванович.– Нельзя не вспомнить машиниста локомотивного депо Москва-Сортировочная Виктора Фадеевича Соколова – инициатора вождения тяжеловесных поездов. Он одним из первых машинистов водил сверхтяжелые составы до 6 тыс. тонн, а позже и более 10 тыс. Приемосдатчицу станции Москва-товарная Курская Екатерину Максимовну Ермакову бывший начальник МЖД Иван Леонтьевич Паристый, возглавлявший дорогу с 1978 по 1999 г., называл «королевой погрузки». Она разработала схему укладки грузов на территории склада, которая позволила сократить простои водителей и грузчиков.Свой вклад в развитие дороги внесли машинист депо Лихоборы Михаил Герасимович Мосолов, начальник локомотивного депо Рыбное Владимир Стрельников, машинист депо Москва-3 Анатолий Иванович Фролов, составитель поездов станции Люблино Николай Николаевич Харитонов и многие-многие другие.На торжественном собрании руководство дороги отметило и нынешних тружеников. За многолетний добросовестный труд на железнодорожном транспорте, большой личный вклад в обеспечение устойчивой работы дороги звания «Почетный ветеран Московской железной дороги» удостоены Раиса Торопова, Галина Шинкина, Евгений Ерохин, Алексей Шеховцов и Станислав Ольшевский. Знаком «Почетный работник Московской железной дороги» награждены Сергей Лютов, Леонид Алныкин и Анатолий Иванов. Памятные подарки и грамоты получили многие другие железнодорожники.Становление коллективаВ передовом коллективе МЖД почти каждый день рождается что-то новое, прогрессивное.А полвека назад многое приходилось начинать с нуля.– Не все, наверное, знают, что 50 лет назад на дороге работал специальный отдел, который так и назывался – Мосузел, и занимался он тем, что «проталкивал» поезда через стыки, потому что каждый стык был препятствием для продвижения, – вспоминает Роман Григорьевич Черепашенец, член комиссии Министерства путей сообщения СССР по объединению дорог. На железной дороге он с 1948 года, около 25 лет работал главным инженером службы локомотивного хозяйства. – Зато сейчас на некоторых участках дороги поезда следуют с интервалом в 3–4 минуты.– Главные сложности в первое время после образования МЖД возникали из-за того, что были объединены участки шести дорог, – продолжает Роман Григорьевич. – Они разные были по величине, по технической вооруженности, разные были и по традициям, которые на этих дорогах существовали. Поэтому главной задачей, которую приходилось решать первому начальнику Московской железной дороги Леониду Карпову (он руководил дорогой с 1959 по 1978 г.), было создание команды, которая решила бы все проблемы объединения этих разнородных участков дороги. И он сумел создать такую команду.Семейное делоЖелезная дорога – это труд многих тысяч людей. Считается, что железнодорожники – люди особенные, они не мыслят себя вне дороги. Неудивительно, что в каждом отделении Московской магистрали есть трудовые династии, в которых вся семья выбрала своей судьбой дорогу. Например, династия Торубаровых со стажем работы 624 года! Причем все ее представители работали на Курской дистанции пути. Не менее солидный стаж у династии Землянских со Смоленского отделения – 530 лет, Куприяновых с Тульского отделения – 527 лет, Михиных – с МосковскоКурского отделения – 464 года.На Московско-Рязанском отделении более 280 лет проработали 11 представителей семьи Баландиных.– Основателями нашей династии были дедушка Баландин Иван Григорьевич и его жена Марфа Ивановна, – рассказывает Елена Кузнецова, старший электромеханик Голутвинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки.– Родители работали на железной дороге, мне как старшему в семье нужно было помогать, семью кормить, – вступает в разговор Виктор Иванович Баландин. – После окончания техникума работал электромехаником, жена тоже на дороге трудилась.– А вот мы с сестрой поначалу хотели уйти от этой профессии, – продолжает Елена Кузнецова. – У Оксаны педагогическое образование, а у меня радиотехническое, но потом жизнь повернулась так, что никуда мы от этой профессии не делись. И не жалеем.– Это удивительная профессия, – рассказывает Иван Паристый, внук начальника железной дороги Ивана Леонтьевича Паристого, возглавлявшего дорогу с 1978 по 1999 г. – Это даже не профессия, а порыв души. У меня очень теплое чувство к дороге, здесь отличный сплоченный коллектив.У Малого кольца большое будущееМосковская железная дорога является крупнейшим транспортным предприятием страны, которое всегда отвечало потребностям и запросам времени. В настоящее время начата реализация Генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла до 2020 года. Важным моментом в решении транспортных проблем города должна стать организация пассажирского движения на Малом кольце, которое находится в срединной части Москвы.На торжественном собрании, посвященном юбилейной дате, Владимир Старостенко рассказал о сегодняшнем дне дороги и поделился ближайшими планами.– Решить транспортную проблему Москвы одним махом невозможно. В последние годы транзит Малого кольца постепенно переводится на Большое окружное кольцо. А Малое – послужит городу в качестве внутригородского вида пассажирского транспорта.Для этого требуется электрифицировать кольцо и его выходы на радиальные направления, построить дополнительный путь на северо-восточном полукольце, – подчеркнул Владимир Старостенко. – В этом вопросе мы тесно взаимодействуем со столичными властями. Мы не раз говорили, что нам не хватает проводных способностей, как, например, в поселке Северный, надо строить третий путь. И на днях правительство Москвы такое решение приняло.Кроме того, мы продолжаем развивать информационные технологии, совершенствуем технику, разрабатываем и строим новые виды электротягового подвижного состава, – с гордостью рассказал Владимир Иванович. – Например, впервые в мире, замечу, нигде такого нет, мы опробовали на нашей дороге газотурбовоз. И ваш покорный слуга проехал на нем от Рязани до Москвы и провел состав весом около 10 тыс. тонн.В последние годы Московская дорога динамично развивается, таково требование времени. Необходимые преобразования проводятся продуманно и взвешенно.– Должен сказать, что реформирование – всегда болезненный процесс, – заметил Владимир Старостенко, – но у нас он пока идет успешно и стабильно.Но высокие показатели – это не самоцель. Основные задачи – улучшение обслуживания пассажиров, сокращение убытков от перевозок, а в сегодняшних экономических условиях это и сохранение коллектива, для нас этот курс стратегический. Историю, как известно, делают люди.Справка «ВМ»Московская железная дорога – самая разветвленная и пассажиронапряженная из 17 железных дорог России. На ее долю приходится около четверти дальних и почти половина пригородных пассажирских перевозок страны – более 600 млн пассажиров в год. Железнодорожные линии Московской дороги проходят по Центральной России и обеспечивают связи между 8 областями. Общая длина главных путей составляет 13 тыс. 215 км. В Московском железнодорожном узле сходится 11 радиальных направлений, которые связаны Малым кольцом протяженностью 54 км и Большим окружным кольцом, охватывающим 559 км. Ежесуточно по магистрали курсирует около 3 тыс. пригородных поездов, которые перевозят 1,5 млн пассажиров.