Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

От трагедии до водевиля

Развлечения
От трагедии до водевиля

К 90-летию знаменитого актера телеканал «Культура» подготовил показ его лучших театральных работ. В минувшую субботу москвичи увидели знаменитый спектакль «Ханума», где раскрылся его яркий комедийный талант. А, например, в спектакле «Амадеус» Стржельчик в роли Сальери достигал высот подлинной трагедии. Кажется, он вообще мог играть все – от трагедии до водевиля. Но где ему действительно не было равных, так это в ролях героев-любовников. Много лет держал марку самого кассового спектакля Петербурга «Последний пылко влюбленный», где Стржельчик играл современного, сгорающего от страсти донжуана. Его партнершей была непревзойденная Алиса Фрейндлих. Зрители с восторгом принимали и другой дуэт этой знаменитой актерской пары – в спектакле «Старомодная комедия» Арбузова. Однажды они играли эту драму двух уже немолодых людей на гастролях в Германии. В последней картине героиня уезжает и говорит ему: «Ради бога, не провожайте меня». Он просит ее остаться, но она уходит, и тут ему становится плохо, у него появляются слезы на глазах. И вдруг в зрительном зале по-немецки закричала женщина. (Об этом мне рассказывал в одном из последних своих интервью сам Владислав Игнатьевич). Она крикнула: «Не смей уезжать!» Такова сила настоящего искусства. Вот ради таких моментов и живут актеры. Казалось, совсем недавно мы сидели в его гримерке в БДТ, и он рассказывал о том, как в детстве мечтал стать музыкантом, пел в капелле мальчиков. У него был неплохой голос и абсолютный слух, и сам Евгений Мравинский в своей книге писал о том, как он пел Леля в «Снегурочке» Римского-Корсакова. Но этой мечте не суждено было сбыться. Началась эпоха великой чистки. Отец его был поляк, к тому же служащий, а не рабочий. И мальчика выгнали из капеллы. «Такое время было, что только дети рабочих могли учиться. Ну что делать? Я не злой человек, обиды не держу», – говорил актер. Однако любовь к музыке осталась на всю жизнь. «Я симфонист, люблю классическую музыку. У меня чудные записи, еще караяновские, и солисты потрясающие. Люблю поставить пластинку Обуховой или Федора Ивановича, слушаешь и думаешь: «Боже мой! Чудо какое!» Не многие знают о фронтовой страничке его биографии. Владислав Стржельчик начал служить еще до войны, в 40-м году, а вернулся в конце 45-го. Прошел войну артиллеристом. И всегда говорил, что армия – это великая школа. Владислав Стржельчик много снимался, создал немало ярких, колоритных образов в кино: Наполеон в «Войне и мире», генерал Ковалевский в «Адъютанте его превосходительства», князь Нарышкин в «Короне Российской империи», Яичница в «Женитьбе» и многие другие. Но главным делом своей жизни он считал театр. За шестьдесят лет работы в театре Стржельчик переиграл множество ролей. Его имя на театральной афише было лучшей гарантией качества спектакля. Зрители шли в театр «на Стржельчика». Каждый спектакль, говорил он, нужно играть с таким накалом, как будто он последний в вашей жизни. Он двигался от роли к роли, от звания к званию, пока не стал «маршалом» – в театре, в актерской профессии. А в жизни больше всего в людях ценил доброту. «Меня очень волнует то, что сейчас равнодушных много стало, – говорил он. – Вот это самое страшное. Потому что, когда человек даже, может быть, злится, чем-то недоволен, но говорит об этом честно, это терпимо. Но когда человек вообще ни о чем не говорит, когда ему все равно – вот это самое страшное». А еще «Стриж», как его любовно звали в театре, пользовался необыкновенным успехом у представительниц прекрасного пола. На семидесятилетие актера был устроен театральный капустник, и коллеги подарили Стржельчику молодую полураздетую артистку. Подарок, что тут скрывать, необыкновенно понравился юбиляру. «Без женщин жить нельзя на свете, – усмехнулся Владислав Игнатьевич, когда я ему напомнил об этом. – Я люблю женщин. Когда видишь их – жить хочется. Как можно, чтобы тебя не окружал прелестный пол? Они прелестны – и молодые, и пожилые, и старые. Женщины – это великий стимул». Умение быть импозантным, светским, обаятельным привело к тому, что Стржельчика часто назначали на роли сановников. Он играл Наполеона, Николая Первого, Александра Второго. Помнится, я спросил его, кто из монархов ему самому нравится. «Это сложный вопрос, – ответил он. – Я ведь с ними не был знаком. Кстати, последний Николай, погибший такой ужасной смертью, да простит меня Бог, мне совершенно не нравится. Раз он позволил прийти другой власти, раз он отрекся от престола – это не монарх. Власть должна быть сильной. Но когда мы говорим о демократии, надо сначала разъяснить, чтобы люди поняли, что это такое. Мы же учим детей говорить «мама», «папа», учим уважительно относиться к старшим. Это процесс. А мы хотим сразу ввести демократию и свободу. Свобода – это великая вещь, ее завоевывают, еще надо научиться ею пользоваться, свободных людей надо воспитать». Поневоле подумаешь: как актуально звучат эти слова сегодня.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.